Обучение браконьера

Шотландия, 1888 г.

В прежние времена браконьерство, даже когда оно касалось лосося, в некоторых случаях воспринималось шотландцами как приемлемое. И правда, что уж такого плохого, если бедный рыбак возьмет пару рыб на прокормление своей бедной семьи. Да и рыбы было куда больше, так что браконьеры не наносили видимого ущерба рекам. Впрочем, официально и тогда такого рода действия были серьезным нарушением закона, что могло привести виновника к потере работы и даже всей собственности! В отдаленных же местах вероятность столкнуться на реке с гилли или владельцем участка была совсем небольшой и люди пользовались этим. Тем не менее, вероятность встречи существовала. И вот однажды вечером на реке Эйв браконьер встретился с гилли, и это не подвигло его к бегству!

Местный гид работал с двумя рыболовами, однако они утомились уже к обеду и вернулись в отель. Гилли же захотел вернуться на реку и продолжить ловить в свое удовольствие, пока его никто не беспокоит. В это время живший неподалеку бедный фермер собрался добыть для семьи немного лосося, если на реке никого не будет. Браконьер появился на реке раньше гилли. Да и не такой уж браконьер он был, а вполне себе рыболов - спортсмен: он любил ловить нахлыстом, совсем как аристократы, и все отличие было в том, что на конце шнура была не мушка, а дождевой червяк. Он подошел к пулу, где только вчера видел несколько приличных лососей. С первым же забросом клюнул огромный экземпляр, - за час не вытащишь! Бедолага обернулся, но не увидев никого, решился на бой. Боролся горе-браконьер на пределе своих сил: двадцать минут, тридцать минут… рыба спокойно плавала вниз и вверх по реке, - крючок, похоже, не создавал ей помех.

После часа борьбы фермер рыболов взглянул на верх, там на камне сидел и курил трубку гилли. Мужчины знали друг друга, так что нарушителю не было смысла бежать. Кроме того, фермер прекрасно знал, что ни за что не отпустит эту рыбу. Гилли же сидел, не говоря ни слова. Рыболов, бледный как простыня, продолжал вываживать рыбу. Борьбы шла, и фермер услышал странное бормотание, что раздавалось со стороны гилли: тихие проклятия в вперемежку с его именем. Было понятно, что гилли мог легко прогнать браконьера, но он лишь тихо ругался. Внезапно рыба сделала бросок и стала огибать большой камень, что находился на полпути к другому берегу. «Ты че, ять, камень не видишь?» - закричал гилли. «Ща рыбу упустишь, подними удилу, пень!»

Обучение браконьера

Изумленный фермер повиновался и подлесок прошел как раз над камнем, не задев его. Гилл спас рыболова от неминуемой потери и продолжать бормотать себе под нос. Фермер начал примирительный разговор, как бы извиняясь за свое присутствие на реке, мол, он только хотел поймать себе чего-нибудь на ужин, что он бы не перенес потерю рыбы его жизни и что в сущности, он и гилли, – братья по спорту… Но на гилли это не произвело впечатления, он лишь тихо ругался. Как показалось фермеру, теперь гилли ругал себя за помощь браконеру.

Все это безумие продолжалось более двух часов. Гилли бормотал, прерываясь лишь в особенно опасные моменты, когда, казалось, рыболов мог потерять свой улов: тогда гилли выкрикивал дельные советы, возвращаясь к ругани, как только опасность исчезала. В конце концов браконьер подсачил лосося, это оказалась рыба весом в тридцать фунтов. Он мог облегченно вздохнуть, но мог ли он радоваться, понимая, что это преступление может стоить ему работы или даже дома? Не было смысла скрываться и отпираться. Фермер, держа рыбу, подсак и удочку, понуро поплелся к гилли.

«Да ты, ять,  ващще не поймал бы ее без меня, да?» - пробурчал гилли.

Фермер кивнул.

«А эт все потому, что я знаю кажный камень в реке. Я знаю усю реку!»

«Ну, да…» - согласился браконьер.

«Я вот кумекаю, что без меня ты б ее, ять, потерял! А че, ять, я знаю реку, знаю снасть, знаю рыбу!»

Фермер не понимал, что хочет от него гилли!?

«Ну, я че думаю, эт моя рыба, ять!» - сделал умозаключение гилли, весело глядя на печального фермера.

И фермер вдруг понял, к чему клонит его «наставник», - если это он, то есть гилли, поймал рыбу, то не было и преступления. Но это была страшная дилемма, так как в этом случае, наш браконьер – спортсмен терял право на рыбу его жизни… и одну из лучших рыб, когда-либо пойманных в этой реке. Впрочем, как подсказывало ему упавшее сердце, выбора и не было, - он не станет рисковать ни работой, ни домом! Он должен был сдаться и отдать рыбу.

Обучение браконьера_1

Но, что было особенно обидно, - фермер должен был каждый раз проглатывать язык, чтобы не проговориться, когда в пабе каждый день обсуждался чудесный улов гилли, - трофейный лосось, рекорд реки и т.п. Были моменты, когда он даже жалел, что отдал рыбу, что бы спасти работу и дом!

Огромное спасибо Александру Аверину за замечательные иллюстрации.