Последний год моей жизни всецело прошел под знаком НАХЛЫСТА. Я оказался однолюбом исключительно в отношении к женскому полу, поэтому к обожаемому когда-то легкому спиннингу в этом сезоне так ни разу (!) и не притронулся. Очень похоже на то, что прекрасная юная леди с тонким и гибким станом окончательно вскружила мне голову. Моя прежняя, теперь покинутая пассия, укутавшись в траур и припорошившись седыми пылинками, отправилась доживать век в глухой и темный угол одежного шкафа. Туда же с остатками пестрых «погремушек» бесславно перекочевал и мой опустевший рыболовный ящик. Освободившееся почетное место в гареме моих рыболовных снастей теперь полностью принадлежит очаровательной чувственной красотке пятого класса (по классификации AFTMA). Она, возбудив в груди пылкую страсть, сразу стала любимицей и взлелеяла внутри меня однозначное решение посвятить весь летний рыболовный сезон (а возможно и всю оставшуюся жизнь) исключительно ей одной. Вот так.
Моим приятелям по увлечению принятое мною решение показалось странным, необдуманным, а потому неверным и они никак не оставляют попыток вразумить меня и вернуть «в семью», время от времени настойчиво призывая опомниться и покаяться. Теперь, во время наших встреч, друзья упрямо демонстрируют мне последние инновации спиннинговой индустрии и, хвастая ультрамодными палками и «суперприманками» назидательно умничают о преимуществах и недостатках различных способов ловли, включая нахлыст. Смешные. Похоже, они действительно искренне верят, что в рыболовном «табеле о рангах» я опустился на несколько ступенек вниз, поскольку если раньше в моих уловах были в основном взрослые рыбы, то теперь, по их словам, там фигурирует «одна пузатая мелочь». Поэтому, запальчиво повествуя о своих рыбацких подвигах и иногда подтверждая слова убедительными фотографиями добытых трофеев, они всем своим видом показывают: вот мол, Саня, видал? Это тебе не лозиной на берегу вхолостую махать, так что делай выводы!…
Уразумейте, мои хорошие, что ваши воззвания к моему благоразумию абсолютно тщетны. И хватит провоцировать меня на бесполезные споры, нарочито превознося мнимые достоинства спиннинговой, поплавочной или фидерной ловли над нахлыстом! Уясните, наконец, что в моей жизни появилась новая любовь и новая страсть. А как говорят наши братья в Беларуси: «Каханне - гэта усё»! А потому, дорогие мои, примите мое увлечение нахлыстом как данность, как Благодать, снизошедшую на меня свыше, но вам еще не открывшуюся и потому пока недоступную. Бог даст, придет и ваш черед. Аминь…
Лето мне всегда кажется нечестно коротким. После изнурительно долгой зимы ждешь его, как отраду с надеждой и упованием, а оно только покажется во всей красе и тут же раз, и полетели стремя голову безвозвратные недели, дни, минуты…. Да так быстро, что не успеваешь, как следует насладиться их мимолетностью. По этой причине я не люблю настенные календари, которые очень наглядно показывают, как непродолжительна летняя пора и как неудержимо быстро приближается она к туго натянутой красной финишной ленточке…
Выездов на рыбалку в этом сезоне выдалось не так много, как хотелось, но, благо, с десяток ожидаемых рыбалок у меня все-таки получилось. По возможности я старался больше времени уделять практике нахлыстового заброса. Так охота одним махом проштудировать этот непростой курс «молодого бойца», чтобы скорее покинуть зону «карантина» и больше не тратить дорогостоящее время на овладение премудростями нахлыстового заброса. Хочется сразу и в бой. Наверное, здорово быть истинным мастером нахлыста. Лично для меня это означает: меньше черновой работы и, соответственно, больше рыбалки и удовольствия.
Тем не менее, мой скромный нахлыстовый опыт в этом сезоне все-таки ознаменовался отдельными успешными экспериментами и открытием новых удачных приемов ловли, которыми я поделился с вами в предыдущих историях.
Сейчас хочу лишь дополнить, что к этому моменту кроме пойманных ранее голавлей к моей коллекции трофеев (пожалуй, слишком громкое слово) прибавилось несколько уклеек и парочка махоньких красноперок, которых я, тренируясь, поймал на микроскопическую тонущую мушку. Не знаю, как правильно называется эта непричесанная «козявка», но мелкая прибрежная рыбка ее время от времени покусывала, когда я, стоя по колено в воде, впервые в жизни практиковал «стрипы» (это такие протяжки шнура). Оказывается чрезвычайно занятный процесс! С помощью определенного типа проводки (рывковой или плавной), изменяя длину и интервал стрипа, можно задавать парящей в толще воды мушке определенную анимацию. Таким образом, манипулируя шнуром и придавая приманке тот или иной рисунок движения, мне удалось добиться поклевки. Я сейчас немного «выделываюсь», когда это излагаю, но друзья, поверьте, это, действительно чертовски интересное занятие, потому, что приманку необходимо вести так, чтобы она имитировала естественные движения натурального насекомого. А какие движения естественные, а какие нет, я понятия не имею! Так что общепризнанный метод «тыка» и в моем случае доказал свою высокую эффективность. Воистину нахлыстовая удочка – это уникальная, универсальная и удивительная снасть. Никогда не думал, что я, пятидесятилетний «дядька» буду так по-детски радоваться крохотным юрким рыбешкам размером с мизинец, после того, как они после нескольких неудачных попыток, таки «садились» на крючок…
На носу выходные и мы с друзьями планируем очередную поездку на Псёл с ночевкой. Похоже - это одна из последних возможностей провести два полноценных дня и ночь в палатке у реки. В предвкушении таких поездок у меня в груди всегда что-то приподнято жужжит и от парадно пульсирующего сердца по телу растекается приятное и волнительное тепло. Верх блаженства. Вам должно быть тоже хорошо знакомо это классное чувство ликующего трепета…
Псёл гостеприимно поджидал, настежь распахнув перед нами всю ненаглядную красоту необъятных украинских лугов. По разбитой дороге, маневрируя, как на минном поле с опаской объезжая бессмертные выбоины, приближаемся к конечной точке нашего пути…. Трамтарарам! Финальные аккорды патетического марша фанфарно отозвались прямо в сердце. Ура! На месте!
Мы здесь в гостях, поэтому первым делом очищаем территорию и, распределяя собранный мусор в мешки «не злым, тихим словом» вспоминаем заезжих «туристов». Приезжают ведь сюда на автомобилях, ну убери ты за собой…
Все. Лагерь разбит, дрова заготовлены, снасти заряжены, рыбные точки прикормлены…
Я снова в надувной лодке, у ног расслабленно покачиваясь, покоится нахлыстовая удочка, и мы с ней не торопясь поднимаемся вверх по течению, чтобы примерно через километр упереться в плотину. Оттуда и начнется наша долгожданная ловля голавля сплавом. Небольшой опыт такой ловли на Ворскле у меня уже есть, теперь хочется этот успех хорошенько закрепить и на Псле.
Открываю коробку с мушками и сразу наталкиваюсь на связанного мною таракана грязно-черной окраски с растопыренными ногами. Выпучив зенки, он с грозным видом таращится на меня. Страх божий, а не насекомое.
- Рискнуть или нет?
Как мне кажется, здравый смысл побеждает, и я кладу чудище назад в коробку, чтобы достать оттуда проверенного «стреляного» жучка светло кофейной окраски. И как это он, такой неказистый с виду умудрился зацепить здоровенного голавля на Ворскле?
- Ну, давай, дружок,… фас!
Течение по-черепашьи тянет лодку вниз. Сплавляюсь и то тут, то там вижу на воде присущие голавлю всплески. Рыбы в реке много. Начались нечастые, но очень приятные поклевки. Радуя душу, они приятной тяжестью отдаются в руках и где-то в районе желудка.
В основном голавлик цепляется некрупный, целомудренный, размером с ладошку тинэйджера. С отрадой отпускаю всех симпатичных недомерков, горячо поблагодарив за проявленную инициативу и активное участие в постановке запланированного на сегодня праздничного мероприятия.
- Ну что? Уже смеркается и пора в лагерь. Пожалуй, хватит на сегодня. Всем отдыхать! Первый день рыбалки прошел успешно, оскомину я сбил, завтра продолжим…
Небо быстро темнеет и чудный вечер у костра, скрашенный последним летним теплом и отменным ужином добавляет чувствам так недостающего в городском мире волшебства. Прогнав аплодисментами редких навязчивых комаров, мы согреваемся огненными отблесками и, подтрунивая друг над другом, вспоминаем прошлые рыбалки. Наша легкомысленная болтовня время от времени перебивается неожиданно гулкими ударами по воде. Ого! Рыбе тоже не спится….
Хорошо сидим. Ночь просто магическая. Блистательная полнотелая луна, флиртуя совершенными формами, настойчиво притягивает к себе внимание. Отражаясь от водной глади ее сияющий ореол, разбрасывает вокруг тысячи крошечных пританцовывающих отблесков яркой позолоты. Они мерцают зазывающими огоньками и, пробиваясь сквозь темень ночи, играют в прятки друг с другом и с нами. Картина зачаровывает. Это иллюзион высочайшего класса…
В предвкушении приятного сна умащиваюсь в спальном мешке, выключаю фонарь и даю себе твердую установку проснуться утром пораньше…
Глаза открываются сами. Фонарь вырывает из тьмы циферблат, стрелки которого издевательски показывают без семнадцати минут три. Ругаю сам себя за несвоевременную побудку и пытаюсь уснуть снова.
- Ага…, тут-то не было…
До рассвета целый вагон времени. Понимаю, что укладываться спать уже нет смысла, все равно не усну. С неохотой покидаю нагретый за ночь спальник и, высунув голову из отсыревшей палатки, замираю от восторга. До чего же здорово вокруг! На красоту полнолунной ночи лег серебристый матовый туман, и сказочный ландшафт вокруг лагеря заиграл феерическими красками. Эх, сюда бы Куинджи с этюдником...
Внутри опять зажужжало, и по телу прокатилось мелкое - мелкое тремоло. Не то от свежести, не то от ночной прохлады, не от нахлынувшего возбуждения…
Из соседской палатки доносится двухголосое похрапывание плохо отстроенного дуэта. Для меня это означает, что искать в такой час собеседника, чтобы скрасить одиночество не стоит. Пусть ребята спят.
Но надо что-то делать! Невозможно вот так просто сидеть и ждать, пока, наконец-то, начнет светать! Стараясь не шуметь, подкачиваю чуть подсевшую за ночь лодку, кладу в нее нахлыстовую удочку и, оттолкнувшись, ухожу в дремучую ночь. Лодка проваливается в черную пустоту, размашисто прорисованную густыми, жирными мазками, в которую рука мастера филигранно вмонтировала осколки золотистых отблесков исчезающей из вида луны. Над головой мерцая горящими отверстиями, парит бескрайний звездный купол. Охватывает странное чувство, будто я пылинка, затерявшаяся где-то на краю земли и вокруг меня на многие - многие километры нет ни единой живой души…
Так рано (или так поздно) я еще на воду не выходил. Решаю ждать рассвет у плотины и даю себе торжественное обещание сегодня ловить исключительно на «домашнего» таракана. Будь что будет! А вдруг и на него голавль клюнет?! Вот это будет номер!..
Мой первый опыт вязания жуков оказался непростым и если честно, истрепал все нервы. В детстве, когда я впервые в жизни пришивал отодранную в школе пуговицу, ощущения были аналогичными. Нить рвется, «пенка» ерзает и норовит улизнуть с крючка, а связанные узлы не держат и расползаются, как личинки мухи…
Тем не менее, после нескольких попыток перед миром предстал во всей красе «жук-лось», которому, в отличие от его собратьев удалось благополучно пройти строгий отбор в ОТК. Новоявленный первенец стоил мне полтора часа убитого времени и горку испорченных материалов. Благо дело что я, проявив сообразительность, нашел из чего его «смастерить», чтобы получилось и сердито и недорого. Да простят меня братья-нахлыстовики за нестандартный подход, но пенку я «откопал» в компьютерном сервисном центре (ее там использовали в виде упаковочного материала). Вместо даббинга я применил обычную толстую шерстяную нить для вязания (спасибо женушке-рукодельнице), а ножки соорудил из скрученных несколькими узлами перышек страуса. В общем, получилось, как в песне: «Я его слепила из того, что было…» При этом из магазинных материалов, я применил лишь нить (правда она оказалась чересчур тонкой), большой крючок, отрезок оранжевого маркера из пенки и капельку лака. За станок и инструменты для вязания отдельное спасибо моему другу Юрке…
Звезды в небе погасли и за деревьями все более различимо, потягиваясь в разные стороны, просыпается утренняя заря. Светает и испуганная молочная дымка тумана все ниже и ниже прижимается к воде, пытаясь таким образом скрыться от первых солнечных лучей...
Привязываю жука и, выпустив несколько метров шнура, делаю первый заброс. Чудо - зверь длиною в полных три сантиметра берет со старта резкий разгон и улетает стращать рыбу... шлеп!
Несколько первых поклевок я, с непривычки проворонил. Вижу, как возле упавшей в воду приманки возникает водоворот, бульк, подсекаю… и тишина. Но жук-то мой работает! Провоцирует рыбу! Ну, голавли, теперь держитесь!
Рассвело. Очередная поклевка пытается своровать моего жука, я подсекаю, и крючок оказывается во рту у небольшой рыбешки, размером с домашний огурец. Странно, как голавлик такого незначительного размера умудряется нанизывать себя на здоровенного жука? Как шпагоглотатель, честное слово. С ликованием в душе отпускаю маленькую рыбку обратно в реку и благодарю вселенную за чудесный подарок. А Вселенная, похоже, сегодня в ударе и продолжает щедро подносить все новые и новые подарки. Оказывается, что жук-то волшебный!
Вдоволь «поупражнявшись» и проделав несколько экспериментов, делаю для себя несколько важных выводов. Во-первых, шнур должен быть все время натянутым. Несколько поклевок я прозевал именно по причине его провисания. Лежащий змейкой шнур не дает возможности сделать качественную своевременную подсечку, поэтому рыба просто бросает приманку до того, как в нее воткнется крючок. Поняв это, я теперь все время стараюсь держать снасть с постоянной натяжкой. Работа над ошибками прошла успешно и количество пойманных голавлей увеличилось.
Второе – нужно обязательно давать приманке, как можно дольше свободно плыть по течению! Особенно в тех местах, где у голавля есть возможность укрыться (у торчащих из воды пеньков, у водной растительности, под заросшими кустами и т.п.). Не знаю, откуда я это взял, но мне почему-то казалось, что ловить рыбу нужно исключительно на «шлепок». Я по этому принципу и действовал: забросил… хлюп…, тут же вытащил, снова забросил… хлюп…, вытащил. Именно так, сплавляясь и перебрасывая снасть после каждого приводнения жука, я и ловил (наверное, будет точнее сказать, не ловил). Осознал свою ошибку после того, как замешкавшись с забросом, увидел, как к свободно плывущему жуку под водой приближается тень рыбы и цап – царап! Это был самый крупный голавль, пойманный мною в этот день. Делаю неутешительный вывод, что, скорей всего голавли и раньше могли сидеть в засаде и оттуда выслеживать моего жука, но я просто преждевременно выдирал приманку прямо у них из-под носа. Нужно давать приманке плыть – это важно!
И еще, я понял, что рыбу ни размером, ни видом приманки не испугать! Зря я переживал за своего таракана. Ну, теперь я этих чудо - насекомых «наклепаю» не одну дюжину… так, чтобы с запасом!
Солнышко начало пригревать. Довольный и счастливый я возвращаюсь в лагерь, где, судя по поднимающейся над палатками змейке сизого дыма, меня ожидает утренняя чашечка горячего кофе… полный кайф.
Я привез друзьям на показ три чудесных рыбки. Это мой вклад в нашу продуктовую базу для общей «столовой».
Можно долго вести споры о том, отпускать улов на свободу или нет. Я думаю, что пока рыба в наших водоемах есть, дискуссии вокруг этой темы никогда не утихнут. Мы рыбу едим. Едим самым наглым образом. Жаренную, отварную, запеченную, всякую, лишь бы она была от всей души приправлена дымком и любовью. Мне несказанно повезло, в моем окружении есть истинные мастера, способные состряпать из улова просто необыкновенно вкусное кушанье.
У вас таких нет? Смело отпускайте все, что поймаете…!
Очень не хочется уезжать. Еще и еще раз окидываю взглядом родную полянку, лес, реку…. А говорят, что чудес не бывает. Вот они, рядом с нами, нужно только хотеть их увидеть. До скорого... старина Псёл. Я к тебе, дружище еще обязательно приеду…
И в следующий раз в моей нахлыстовой коробочке, кроме жуков и прочих мух, будут также дожидаться своего часа готовые к бою стримеры. Обещаю. Пора начинать потихоньку осваивать ловлю нахлыстом и хищной рыбы. А что из этого получится, я с вами, как-нибудь поделюсь… главное сейчас - это зиму переждать. Поэтому до скорого!