Знакомство с Пиренеями

Идея о поездке в Испанию половить форель зародилась еще пару лет назад, во время очередных посиделок у костра на одной из форелевых речек Тверской области. Почему именно Испания? Дело в том, что мои друзья и коллеги по рыбалке, Миша и Света, уже имели небольшой опыт рыбалки на Пиренейском полуострове, хотя до этого им довелось ловить только баса в стоячей воде. Наличие базовых знаний испанского языка, а также знакомых людей, постоянно живущих в Испании, сыграли немаловажную роль в нашем выборе.
Поскольку было желание побывать именно на форелевой рыбалке, то мы решили посетить быстрые реки Пиренейских гор, неподалеку от границы между Испанией и Андоррой. Итак, начало июня. Билеты на самолет куплены, автомобиль в аренду заказан, забродники сложены компактно (а не как обычно), удочки в количестве девяти штук чудом запихнуты в один несчастный тубус, катушки и приманки равномерно распределены между вещами в багаже - все готово к нашему путешествию!
Приключения наши начались еще задолго до первого оверхеда на испанской земле. Рейс Москва - Барселона был задержан на шесть часов, а по прилету в Барсу нас ждало еще большее разочарование - ни одного автомобиля в аренду на стоянке не оказалось. Еще несколько часов томительного ожидания в ночной Барселоне - и вот, в третьем часу ночи, случилось чудо - нашлась одна свободная машина. Несколько минут на оформление документов - и мы уже колесим по просторам замечательной страны Испании!
Сначала была сияющая ночными огнями Барса, затем был многополосный хайвэй, окруженный бескрайними полями и пастбищами, затем были уже местные дороги в две полосы, петляющие между зеленых холмов, ну а в конце, уже когда солнце начало появляться за горизонтом - горные серпантины и везде камни, камни, камни... Итак, преодолев на авто около трехсот километров мы наконец добрались на утро до нашего пункта назначения - маленького городка Sort в провинции Lleida. Сам городок расположен в долине реки La Noguera Pallaresa. К слову, окна нашего номера выходили непосредственно на набережную реки.

Нахлыст в Пиренеях
Вид из окна на La Noguera Pallaresa

Первое, что мы сделали, прибыв на место и войдя в номер отеля - практически синхронно упали на кровати и отключились на несколько часов. Слишком уж тернистым оказался наш путь сюда. Проснувшись после полудня и выйдя на набережную, нами овладел шок - уровень воды в реке был на порядок выше, чем мы предполагали. Вода была крайне мутная и ни о какой рыбалке в этом месте не могло быть и речи. Однако на примете у нас была еще одна река - El Segre, на которую мы и поспешили отправиться.
Перед тем как далее изложить наши рыболовные приключения, хотел бы предупредить опытных нахлыстовиков, читающих мой скромных рассказ, о том, что все мы являемся "зелеными новичками" в нахлысте. Более того, процесс нашего переучивания из спиннинга в нахлыст проходил довольно вялотекуще. Однако именно здесь, в Испании, этому процессу был дан резкий толчок вперед.

Нахлыст в Пиренеях 1
По пути на рыбалку

Итак, преодолев вытянутый горный хребет, разделяющий долины двух рек, мы очутились на берегу El Segre. Специфика участка ловли состоит в том, что река здесь протекает на относительно равнинной местности и как бы зажата между двумя регулируемыми плотинами, находящимися в горных ущельях ниже и выше по течению. Тем не менее, и на этом участке течение очень быстрое. Зато вода здесь была гораздо прозрачнее, чем в La Noguera Pallaresa. Под ярким ослепительным солнцем вода в реке просвечивается на два-три метра, что позволяет нам увидеть рыб, обитающих в ней. Первые, кто бросаются в глаза - это карпы, и не маленькие! Они очень вальяжно выплывают на самое мелководье и, не обращая внимания ни на рыбаков, ни на проезжающие по близлежащему мосту автомобили, спокойно греются под лучами солнца. Также невооруженным глазом можно было приметить в струях форелей и голавлей, ожидающих свою добычу. Так что рыбалке – быть! Как вы думаете, что, прежде всего, делает начинающий нахлыстовик, оказывающийся на новом для себя водоеме? В нашем случае он собирает спиннинг.

Нахлыст в Пиренеях 2
"Нахлыстовики" приехали

Практически сразу же начинаются поклевки и вот уже первые ручьевые форели радуют нас своей окраской. У каждого из нашей троицы по несколько поклевок в течение пары часов ловли и три-четыре пойманные рыбы на каждого. Самые крупные форели не превышают килограмма, но мы были рады в первый день любой рыбе. Лучшими приманками были колебалки и вертушки с тяжелым сердечником.

Нахлыст в Пиренеях 3
Первая испанская форель

Таким образом, первым рыболовным днем мы остались вполне довольны, хотя в целом рыбалка была трудовой и изобилия рыб не наблюдалось. Нахлыст в тот день мы даже не расчехляли. Следующие два дня мы в основном колесили по разным ущельям в поисках речек, пригодных для ловли, но так и не нашил ни одной подходящей – слишком высокий уровень воды в них не оставлял нам шансов поймать форель. Поэтому весь оставшийся отпуск мы провели на El Segre.
Каждый раз приезжая на реку, мы были в предвкушении трофея, но трофеев не было. Более того, форель на спиннинг попадалась лишь эпизодически, никак не чаще чем в наших секретных местах Средней полосы России. В общем, мы ожидали большего. Если не по качеству, то хотя бы по количеству. И вот однажды приехав в очередной раз на El Segre, мы заприметили двух рыбаков на, казалось бы, ничем не примечательном участке реки, прямом и совсем мелководном. Это были местные – два мужичка в вейдерсах с большими круглыми шляпами на голове. Ловили нахлыстом. Простояв буквально пять минут, наблюдая за ними с высокого берега, мы увидели массу поклевок у обоих рыбаков и несколько пойманных рыб. Причем объекты наших пристальных взглядов не утруждали себя далекими и технически сложными забросами – простым банальным оверхедом без тяги они забрасывали приманку максимум метров на десять выше по течению и сплавляли ее перед собой. Поклевки следовали у них одна за другой! Через час эти персонажи благополучно ретировались с этого места, прихватив с собой несколько форелей (местным разрешено забирать какое-то количество рыбы, для всех остальных допустим принцип только поймал-отпустил).

Нахлыст в Пиренеях 4
Мастер-класс от местных нахлыстовиков

Самолюбие взыграло в нас как никогда, и мы собрали наши нахлыстовые удочки. Расположившись на том же самом месте, где были наши испанские коллеги, и, вспомнив все, чему мы учились в прошлом году, мы начали делать первые забросы. Невозбранно повторяя все их движения, мы посылали приманки выше по течению и потом сплавляли их, стараясь держать шнур в натяжении. Что было дальше, хочется вспоминать снова и снова. Достаточно сказать, что по истечении часа ловли мы уже сбились со счета пойманных рыб. И пусть трофейных экземпляров не удалось поймать, все мы были очень довольны и получали кайф от каждой проводки. Клевало и на нимфы, и на мокрые мушки, и на небольшие стримера. Порой доходило до смешного - стоишь на перекате, пытаешься развязать очередной узел, образовавшийся после "мастерского" заброса, а на болтающуюся где-то там, в десятке метров от тебя мушку, уже садится форель!

Нахлыст в Пиренеях 5

Нахлыст в Пиренеях 6
Не проходило ни минуты, чтобы у кого-нибудь не прыгала форель в подсачнике

Вернувшись в апартаменты, довольные и счастливые, мы обнаружили, что мы не готовы в полной мере к “продолжению банкета”. Дело в том, что и без того скромный набор наших нахлыстовых приманок оскудел настолько, что был риск остаться ни с чем. Поэтому этот вечер, и каждый последующий мы проводили за столом. Список наш творческих шедевров возглавили чешские нимфы, имитации ручейников в домике, а также мокрые мушки и маленькие стримера (Alexandra, Black Ghost и некоторые другие). С таким багажом мы были просто обречены на успех. В наших уловах преобладала ручьевая форель, хотя периодически попадались усачи весом около полутора килограмм. Несколько раз у меня вообще отрывало приманку. Создавалось ощущение, что где-то там, в глубине основной струи обитают действительно выдающиеся экземпляры, но как их поймать, так и осталось для нас загадкой.

Подготовка к следующей рыбалке

Нахлыст в Пиренеях 7
Усач немного шокирован происходящим

Удивительным было практически полное отсутствие других рыбаков на реке (больше ту парочку, ставшую для нас своего рода учителями, мы не встретили). Ловили в одиночестве, пока все вокруг жило своей привычной жизнью - фермеры работали в поле, дорожники укладывали асфальт, водители самосвалов спешили доставить песок на какую-то стройку, а местная ребятня проводила каникулы, катаясь на велосипедах и мопедах.

Нахлыст в Пиренеях 8
Перекаты на El Segre

В предпоследний день погода резко ухудшилась – над долиной навеселись тучи, пошел дождь, усилился ветер. Но даже в таких условиях нам сопутствовал успех – нужно было лишь подобрать нужную приманку. В темной воде вне конкуренции был Black Ghost.

Очередная форель на Black Ghost

Что же касается лицензий на рыбалку, то тут все довольно просто на первый взгляд. Регистрируетесь на специализированном сайте, внося там всю необходимую информацию, выбираете способ оплаты (в нашем случае - банковской картой). Далее выбираете на карте тот участок реки, на котором планируется рыбалка, и способ ловли - можно выбрать "только нахлыст" или "нахлыст и спиннинг". Стоимость дневной лицензии не превышала нескольких евро с человека. Тем не менее, в течение первых четырех дней, нам не удавалось оплатить лицензию - платежный сервис постоянно выдавал какую-то ошибку. Однако за все время мы так и не встретили ни одного человека, ответственного за контроль рыбной ловли. Более того, даже местные жители подстегивали нас к несоблюдению правил, показывая нам жестами и веселыми гримасами лица, что "не парьтесь, ребята!" Хочется отметить, что вообще общение с испанцами (а если быть точнее – каталонцами) было очень приятным и легким. Люди общительны, добры и всегда готовы помочь тебе в решении того или иного вопроса. В качестве примера можно вспомнить, как однажды на наш вопрос, куда у вас тут лучше поехать на рыбалку, местная женщина ответила: “А давайте я мэру нашего города позвоню и спрошу? Он – заядлый рыбак!”

Наше пребывание в Пиренеях не ограничивалось рыбалкой. Мы прошли несколько горных туристических троп, каждая протяженностью несколько километров. Посетили очень интересный и познавательный музей насекомых. В небольшом каменном домике, находящемся почти на самой вершине горы, на двух этажах собранна выдающаяся коллекция мертвых насекомых, обитавших в разные столетия (и даже тысячелетия) в этом регионе. Огромное поле для творчества муховязальщика! Жаль только, что фотографировать было нельзя. Что же касается испанской кухни, то она была великолепна. Мы перепробовали множество блюд, но, как бы это забавно не звучало, самым вкусным деликатесом для нас была маленькая запеченная форелька!

Нахлыст в Пиренеях 9
Спасибо тебе, Испания! Мы обязательно вернемся!