Неисчерпаема природа Камчатки, и России в целом, даже если принять во внимание жуткое браконьерство и жизнь в целом по принципу, - после меня хоть потоп… Какое уж там C&R, «поймал-отпусти». Эти идеи, как и все, что идет с проклятого Запада, - сейчас не в тренде. А у меня поведение дурачков – браконьеров с Камчатки вызывает только брезгливость, - глупость заразительна. И проплывающие детишки на катамаранах могут подумать, что судьба дебила-брека романтична: природа, медведи, погони ментов, большие деньги, вечеринки с подружками… Я еще могу понять промышленных бреков, которые в сотрудничестве с ментами-оборотнями, продажными ритейлерами и черными перевозчиками травят нас некачественной икрой и лошалой рыбой. Понять их можно, так как посидеть в тюрьме за большой куш - это хоть как-то объяснимо. Но вот те, кто в сентябре, для души, так сказать, вытаскивают десяток кижучей для мелкой перепродажи, убивают и выбрасывают пяток микиж и гольцов, и при этом используют приличные лодки и моторы, едут за 150 км от города и обратно, тратят свое время… и рискуют свои имуществом, и деньгами, так как если не рыбоохрана или полиция, то организаторы рыболовных туров лодки прострелят (мы почти так и сделали, кстати). При том, что даже на «черном туризме», они бы заработали больше. Поэтому – дурачки.
Впрочем, речь совсем не о них, а о том, что даже на общедоступных реках Камчатки есть нетронутые уголки. Это небольшие притоки, в данном случае притоки реки Быстрая. Три раза я сплавлялся по ней, три раза мне это очень понравилось, не смотря на контакты с бреками, не самое большое количество рыбы (по камчатским меркам), отсутствие дежурного медведя за каждым деревом. Но вот посещение небольших речек, впадающих в реку каждые десять – пятнадцать километров – это очень приятный бонус. Ажица, Степанова, Камешкова, и, кто там знает, сколько их еще.
Первый раз я прогулялся по Ажице лет пять назад. Тогда еще страшно было идти вдвоем по лесу, тем более, что со мной был француз, а кто его знает, - как он на медведя отреагирует, и как медведь на буржуина посмотрит, - может меня первого за недостаточную патриотичность сожрет!? Прошли всего метров пятьсот вглубь леса. Поймали несколько микиж, а на выходе в реку – несколько гольцов. Но, что интересно, - это был ранний июль, то есть в Быстрой уровень высокий, вода мутная, в то время как в Ажице – все как обычно: вода прозрачнейшая, а уровень нормальный, летний. Контраст очень приятный, особенно для нахлыствовика.
Отдельного внимания заслуживает растительность. В июне, склоны каньона покрыты рододендронами, колокольчиками и прочей краснокнижной и редкой красотой. А в сентябре, когда краски сгущаются даже без фотошопа, ловить в такой красоте кажется кощунством. Кварцевые пласты перемежаются с базальтом и застывшей вулканической лавой, создающей причудливые узоры. Река то сужается до одного метра, то застывает в небольших плесах, тут чернеет лавой, там светится белым кварцевым светом. Вокруг стоят дубы, липы, клены. Местами растет кедрач и ольховник. Небольшие водопадики стекают по крутым скалам, а на отмелях, - по черному вулканическому песку – медвежьи следы, а как без них!
Рыбалка в этих местах и сложна, и проста одновременно. Проста, так ка рыбы откровенно много, и это, главным образом микижа, причем микижа достаточно крупная, - мне попадалась до 2,2 килограмм, в то время, как средний размер около полутора килограмм в сравнении с европейской рыбалкой, или даже с Кольским, где основная масса форели до одного кг. Ловить можно на все: интрудеры, стримеры, мыши, серферы, имитация икры, нимфы, сухари. Понятно, что на быстрых шиверах лучше работают легкие стримеры, на местах поглубже – интрудеры, а на плёсиках отлично помогаю мыши или сёрферы. Места очень разнообразные, где-то можно и оверхедом забросить, но чаще я использовал спей или ролл касты. А трудность в том, что река мала, а вода – как слеза прозрачная, и, не смотря на то, что рыба стоит в каждом пуле, - поклевки случаются значительно реже: рыба видит лучше нас и желательно это учитывать, если хочется поймать больше. Но и используя технику слона в стекольной лавке без рыбы не уйдешь. Мы, в этом году ходили аж впятером, по очереди беря удочку в руки. Это не добавляло скрытности, но и в этом случае рыбы было много.
Обычно на Камчатку не берут удочки легких классов. Но вот именно для таких речек, а так же для ловли хариуса – имеет смысл взять как сухие мушки, так и четверке – пятерку. Я ловил аж восьмеркой, так что с вываживанием проблем не было, но это был явный перебор. Восьмерка – девятка для ловли микижи, крупного гольца, кижуча – самое то, а вот для притоков – великовата. Возвращаясь к хариусу – та же история. Подлески под микижу в сухарики не лезут просто, так что лучше не лениться и иметь одну удочку полегче, в разобранном виде!
Но самое главное, возвращаясь к бреками, - это их полное отсутствие в притоках. Как и полное отсутствие чего бы то ни было вообще! Только берлоги, только природа, только рыба и полное одиночество. Можно быть уверенным на 100%, что выше 100 метров по реке в этом году никто до вас не забирался, не накалывал рыбу, не ставил сети, не мутил воду, не разбрасывал объедки. Даже медведи вряд ли ловят там рыбу, - больно уж микижа глазастая, по сравнению с лошалыми тихоокеанскими лососями – кетой, горбушей, кижучем и т.д. А ведь за такую рыбалку на любой европейской или среднерусской реке многие бы отдали большие деньги, чтобы оказаться там первыми! А на Камчатке все так заняты полупромышленным выловом, а вот о таких жемчужинах забывают. Вот, живи я на Камчатке, то постарался бы даже сделать туры по этим речушкам: сплавляешься по главному руслу, а дневки на притоках с легкими снастями! И никаких вертолетов не нужно. А может и сделаем что-нибудь такое.