Рыбник. Сана. Босния

нахлыст в январе

Давно уже стал задумываться, что на зимние каникулы пора бы ездить на рыбалку, а не на горнолыжные курорты. Лыжи убивают здоровье, колени, позвоночник, печень. Впрочем, рыбалка так же не очень лояльна к печени. Слабый орган, страдает при любой нагрузке. Однако, в моем представлении, зимняя рыбалка - это перелет в Северную или Южную Америку. А это сразу расходы на билеты, джет лаг. Просто не слетаешь на пять – шесть дней, и даже безумных и незаслуженных российских зимних каникул не вполне хватает. В Европе, на большинстве рек рыбалка зимой запрещена, в связи с нерестом форели. Как оказалось, если поискать, то не везде.

нахлыст в Боснии

По совету товарища, списался с гидом в Боснии (Ado-Admir Jeginovic), на реке Рыбник. Оказалось – и рыбалка не запрещена (как выяснилось позже, рыбалка не запрещена частично. Рыбник открыт для лицензионной рыбалки, а вот Сана открыта только для ловли дунайского тайменя - «Хуко»), и места, естественно, есть, и цена на все ниже, чем в летнее время. Кстати говоря, место очень широко известно в мире, шутка ли, в 2015 году здесь прошел 35-й Нахлыстовый Чемпионат Мира! Были команды из всех стран, кроме России. Подробности - вот тут: http://35thwffcbih2015.com

И это понятно: нахлыстовому рыболовному клубу г. Ключ (Kljuc) исполнилось 70 лет. В регионе, а точнее в небольшой долине, окруженной не очень высокими, но вполне неприступными горами, протекают четыре реки и во всех организована лицензионная рыбалка.

На всех реках есть специально подготовленные для размещения нахлыстовиков апартаменты, причем по комфорту не уступающие лучшим европейским рекам, а вот по цене – существенно ниже. К слову, за проживание, 7 ночей, за двоих мы заплатили 220 евро! Завтрак 8 евро на двоих, ужин – около 30 евро на двоих, и это включая бутылку очень приличного местного сухого вина.

Но апартаменты подразумевают и самостоятельную готовку, а это еще удешевляет поездку. Ну, раз уж о затратах, то билет в Белград или Загреб (от Загреба 250 км, от Белграда – 400 км) стоит не более 250 евро, а можно и за 150 найти. Аренда машины эконом класса – 300 евро в неделю, включая бензин. Самое дорогое в поездке – услуги гида. Но вам достаточно провести с гидом по одному дню на каждой реке, а потом ловить самостоятельно. Летом гид получает 150 евро в день, а зимой 100, - еще один аргумент ехать зимой. Я очень советую воспользоваться услугами гида, так как есть масса нюансов. Я немного раскрою секреты ловли на Рыбнике, но значение гида не нужно недооценивать, есть шанс, что, положившись на свое всезнание, можно ходить среди огромных форелей, хариусов и голавлей, но ничего не поймать.

Про поездку

Мы летели через Белград. Самолет приземлился в середине дня, и нам казалось, что уже к раннему ужину мы будем на месте. Не тут то было. Ну, для начала, мы забыли, что нам придется въехать в Евросоюз (Хорватия), а потом снова выехать из него (Босния и Герцеговина). А это значит – таможня, точнее четыре поста – два на въезд и два на выезд. Никаких пропагандистских глупостей в виде беженцев мы не увидели, а вот вереницы машин – да.

Всего на границе мы потратили около двух часов. Впрочем, на обратном пути только час или чуть больше. Можно проехать и не через Хорватию, но от этого дорога не станет короче. Наоборот, вместо хайвея вам придется ехать через деревни, а там дороги … не Германия. Кроме того, в дороге нас застала и снежная пурга, и ледяной дождь, и занесенные снегом серпантины. Короче дорога, что по словам местных занимает пять часов, у нас отняла все девять. Девять тяжелых часов с выпученными глазами. Кстати, только усталость и лень помешала нам воспользоваться цепями для колес. А вообще же я советую, если соберетесь зимой, обязательно прочитать, как этими цепями пользоваться. А вот на обратном пути дорога оказалась чрезвычайно легкой и очень красивой. Едешь, кажется, то ли по Шотландскому высокогорью, то ли по Баварским предгорьям Альп. Только деревеньки победнее выдают восточноевропейское происхождение местности.

рыбалка нахлыстом в январе

Немного о Боснии

Понятно, что, даже не смотря на мусульманское население части Боснии, (Из Википедии: Федера́ция Бо́снии и Герцегови́ны — государственное образование на территории бывшей югославской республики Босния и Герцеговина, созданное в результате Вашингтонского соглашения 1994 года. В состав Федерации вошли территории, контролировавшиеся официальными властями Республики Босния и Герцеговина, и территории самопровозглашённой Хорватской республики Герцег-Босна. Денежной единицей является Боснийская конвертируемая марка. Там же расположена и самопровозглашенная Сербская Республика со столицей Баня-Лука, не путать с Сербией со столицей - Белград, игравшая ключевую роль в недавней войне. Короче, все очень запутано..) отношение к русским крайне доброжелательное.

Язык очень схожий и, отчасти, понятный нам. Впрочем, большая часть населения так или иначе может говорить на русском. Да и алфавит на территории Сербии, Республике Сербской – кириллица, а в Боснии и Герцеговине – и латиница и кириллица. В целом, это еще одно преимущество - нас любят и нас понимают. Только белые минареты Бани-Луки и Ключа выглядят необычно. Но даже в мусульманских деревнях Рождество вполне празднуют или, как минимум, уважают.

Босния

Теперь про саму рыбалку

Увидев реку впервые, я был немного разочарован: мелковата, узковата, протекает окруженная деревнями и зажатая дорогами. Но выйдя на реку утром, все мои сомнения рассеялись. И хотя было аж минус 12С и берега завалены снегом, но вышло солнце, и река заиграла: ярко-зеленые водоросли, отражения деревьев в воде, разноцветная галька, прозрачная вода! А главное - река кипела!!!

Выходы рыбы покрывали всю поверхность, а на снегу были видны черные точки мелкой поденки, им подходила бы мушка на 30 номере крючка. После некоторых колебаний Адо повел нас на реку. Мы поставили мельчайшие эмерджеры на 20 или 18 крючках, подлески 5Х и страйк индикаторы. Адо настаивал на дед дрифтинге, деликатной подаче мушки, аккуратном и мягком мендинге. Все хорошо, но увидеть мушку на сверкающей в лучах солнца поверхности воды было крайне трудно.

Адо берет у жены удочку, одна проводка и поклевка. Хариус около 50 см (!!!) в подсачеке. К сожалению, толком отфотографировать гиганта нам не удалось, он благополучно сбежал. Опыт!

нахлыст на реке Рыбник

Нам удалось приземлить несколько рыб, особенно, когда вместо наномушек мы поставили червей Сан Хуан. Кстати, Сан Хуан оказался наиболее уловистой мушкой нашей поездки. Тем временем у меня уже просто рябило в глазах, и я поставил банальный вулли баггер и дело пошло.

За два часа у меня было два десятка поклевок, и большую часть из них я удачно реализовал. Да, без гигантов, лишь одна форель была около 35 см., но очень результативно. Всего в первый день я приземлил одного хариуса и полтора десятка форелей. Женя поймала парочку хороших форелей и потеряла несколько хороших рыб. Она так же к вечеру перешла на стримеры, нам это ближе. И хотя мы ловили всего часа три – четыре, результат нам очень понравился. А особенно понравилось то, что рыбу видно. Хариусы, так вообще паслись под ногами голубыми тенями, а коричневые форели выскакивали из-под ног темными молниями. Температура поднялась с минус 12 до +1. Пошел мокрый снег, у нас такого не бывает - охапками, не снежинками, а небольшими сугробами он падал на нас. Мы пошли греться к камину.

нахлыст в январе в Боснии

Новый день нас встретил новыми пулами, теплым ветром и отменным клевом. В первые же часы Женя засекла огромную, за 50 см форель, но не вытащила ее, а я приземлил пяток небольших рыб. Вышли из воды, чтобы перейти на другой пул, и нас настиг радушный хозяин дома неподалеку. Он размахивал полуторалитровой бутылкой с ароматной сливовицей. Хоть день только начался, мы не смогли отказаться от… трех - четырех рюмок местного душистого самогона. Жизнь налаживалась в принципе! Мы переместились в наиболее уединенный уголок Рыбника и… понеслось. Красноголовые пиявки, что нам ночью связал Адо работали отлично. Рыба засекалась одна за другой. Хотелось ловить и на стример и на сухаря.

нахлыст на реке Рыбник

Но Адо повел нас на особое место: гигантская форель жила в яме, на месте слива воды из форелевого хозяйства. Отвод реки шел через рыбхозяйство и снова впадал в реку мощным, но узким потоком метров через четыреста. Под сливом чернела тень гигантской рыбы и еще трех – четырех крупных форелей, сантиметров по 60. Мы взяли девятку, прицепили поролоновую имитацию маленькой радужки около 10 см длиной, добавили свинцовую головку и стали ловить под сливом. Рыба медленно вышла, но я пропустил момент, когда она тронула приманку. Больше ее выманить не удалось.

Это была ночь на Рождество. По дороге проехала старая лада, за ней на прицепе телега с украшенным надувными шариками деревом. Под деревом на телеге сидели дети и пели рождественские песни. Классно! Мы же вернулись домой и заказали себе свежевыловленных жареных форелек с местным белым вином Вранац Поповац. Хорошее вино. Отличный вечер. Тихое Рождество в затерянной в горах самопровозглашенной Сербской республике.

ловля тайменя на реке Рыбник

Ловля тайменя

Нам уже было хорошо на Рыбнике, но очередной день стал совершенно волшебным! Мы отправились в Ключ ловить тайменя – Хуко в Сане. Над Ключом нависали горы и замок последнего боснийского короля, а внизу, в кафе Охотник (Лавец), рядом с чучелом медведя нас ждал Адо, попивая турецкий кофе. Ночью снова был снегопад, а утром небо очистилось и вышло ослепительное солнце. Беда только, что все парковки были по пояс завалены снегом и мы сами расчищали их.

Ловля тайменя, а ловля прочих рыб в это время года в Сане запрещена, техника ловли нас не очень удивила. Примерно так мы ловим щуку. Удочки 8-9 классов, тонущие лидеры или головы, короткий подлесок и крупные стримеры. Красота мест – головокружительная, если бы еще и таймень ловился, то это уже было бы слишком. Мы на это и не рассчитывали. Даже опытные рыболовы в праймовое время не каждый день ловят хуко. “Cast & Believe, cast & believe” - повторял Адо.

Да, веры нам явно не хватало. Зато мы встретили следы браконьера! Нет, там в принципе их очень мало - река не очень протяженная, народ порядочный. Но на берегу по свежему снегу мы обнаружили следы, идущие от пула к пулу, а вот лицензии никто не покупал, и ловил браконьер явно ранним утром. Но и у него следов поимки мы не нашли. Так что и не обидно. В Ключе заехали в местный супермаркет, думали ужинать дома, так как наш ресторан на Рождество закрыт всего на один день в году. Магазин нас не поразил обилием продуктов, так что мы решили, что уже завтра снова пойдем есть в ресторан, тем более, что он был открыт фактически только для нас, других проживающих в нашей fishing lodge просто не было. Нам было неудобно разочаровывать приветливый персонал своим отсутствием.

нахлыст на реке Рыбник в Боснии

Ribnik fishing lodge

Кстати о возможностях Ribnik fishing lodge. Всего мы насчитали шесть домиков, в каждом по пять спальных мест, плюс вилла подороже, внуть которой мы не заходили, но вроде, так же на пять человек. Есть небольшой нахлыстовый магазинчик, можно брать на прокат и удочки и забродную одежду. Ресторан большой, человек на 40. Кухня простая, но приятная, впрочем, на Балканах любят пересаливать, и мы просто просили вообще не класть нам соль. Ловить рыбу летом можно прямо с террасы домиков, мы не пробовали, потому что на террасах лежал снег. Пара пулов находится прямо на территории базы, а до самого дальнего места ловли на Рыбнике минут десять на машине, а до Саны 15 км. Ну, максимум двадцать минут. Кстати, лицензию на Рыбник – 30 евро в день можно купить прямо на ресепшн базы, а лицензию на тайменя в Сане в том самом кафе с медведем, и стоит она 25 евро.

нахлыст в Боснии

Последние три дня мы ловили без нашего гида. Возможно, что мы не узнали реку во всех подробностях, зато получили свободу и возможность экспериментировать, а не слушать, как нужно ловить. Ведь ловишь то, во что ты веришь. Наш первый день без гида был не менее эффективен, хотя рыба была явно менее активна, меньше выходов, небольшой подъем воды, снег постепенно таял, а с гор дул теплый ветер, пришедший с Адриатики.

Цапли стали активно летать вокруг нас. Раньше местные жители считали, что цапли убивают много рыбы, но позже разобрались, что те поедают только слабую и мертвую рыбу, тем самым укрепляя стадо. Таким образом, охота на цапель была запрещена. День пролетел очень быстро, я приземлил шесть браунов и одну радужку, а Женя пару хороших коричневых форелей. Мы снова сходили к Большой Форели под сливом, она вышла, посмотрела на нас, я практически видел, как она покрутила плавником у виска и ушла в свою яму. Перед закатом хариус стал активно перемещаться и собирать довольно крупную черную поденку, но нам было лень менять оснастку и ставить сухие мушки. Мы зашли в маленький ресторанчик прямо на берегу Рыбника, там сидели молоденькие сербки, щебетали и ели пиццу. Мы сели, распространяя запах сырости и рыбы. И заказали пиво.

нахлыст на реке Рыбник

Наш пятый день стал, пожалуй, самым теплым, воздух прогрелся до 8 градусов, ручьи зашумели, вода стала медленно подниматься и к концу дня поднялась не менее, чем на 70 см относительно исходного уровня. К вечеру клев совершенно прекратился, однако утром этого дня я поймал самую большую форель за поездку, не гигант, около 1 кг. Тем не менее, так как подлесок был достаточно тонким, мне пришлось потратить не менее 15 минут, прежде, чем я ее подсачил. Мы достаточно рано закончили, часа в четыре, так как уровень воды продолжал подниматься и в реке было достаточно трудно находиться.

Утро не принесло радости, так как вода еще поднялась и помутнела. Но мы решили не сдаваться, а нашли мелкие участки реки, те, где раньше невозможно было ловить и, в конечном итоге, отловились не хуже, чем раньше. Причем успешной оказалась ловля как на стримеры, мне удалось поймать очень приличную форель, не такую длинную, но очень толстую и агрессивную, она мне не давалась в руки минут десять, так и на Сан Хуана - пара хариусов соблазнилась на них. Женя так же не отставала, приземлив радужку и несколько браунов. Стало понятно, что ни погоды, ни уровень воды, ни трескучий мороз при таком количестве рыбы в реке нам не помеха. А если нам не помеха, то и все смогут хорошо половить. И это не в сезон. В лучшие месяцы, как нам говорили все местные, клев гораздо лучше, а сейчас и время то тратить на рыбалку жаль.

Несколько советов

Однако, если планировать ловить одним, то, для себя я сделал несколько выводов:

1.       Нужно лучше освоить оснастку для ловли со страйк индикатором, тонким подлеском 5Х – 8Х, наномушками на 18-22 крючках. С собой нужно иметь компоненты в достаточном количестве, так как обрывы таких нежных оснасток дело обычное.

2.       Спрей флотанты для маленьких мушек работают существенно лучше жидких.

3.       СДС мушки работают на мелких крючках гораздо лучше прочих.

4.       Сан Хуан червь! Пробовать и на форель, и на хариуса, и как стример, и при ловле с индикатором, на дед дрифтинг. Кстати, стоит попробовать ловить как нашего местного хариуса, так и голавля, особенно по весне.

5.       Нужно много разных вулли баггеров всех размеров, цветов и форм.

рыбалка нахлыстом на реке Рыбник

Место прекрасное. Когда ночью открываешь окно, то кажется, что река течет сквозь тебя, река вокруг, и шум реки перекликается лишь с шумом деревьев, и изредка раздается всплеск крупной рыбы. Сюда нужно приехать еще раз, и тайменя поймать, и ту форель, что под сливом, ну не менее 5 килограмм, клянусь!