Нахлыст в России. Рыбалка нахлыстом на реке Дроздовка

В этом отчете я постарался дать только максимум информации по собственно рыбалке, количестве и размере пойманной рыбы, условиях ловли, температуре воздуха и воды, совершенно не касаясь условий проживания, питания, транспортировки и т.п., чему будет посвящен отдельный отчет. Отчет в полной мере отражает мой личный опыт и опыт Андрея Ченцова, с которым мы и ловили вместе все дни. Впрочем, остальные четыре человека будут так же присутствовать в отчете: Дениел Баск, английский политик; Войтек Саргальский, норвежский бизнесмен; Игорь Паникин, латышский врач; Тим Кемптон, австралийский бизнесмен.

В качестве общего комментария, основанного на общении с коллегами, вернувшимися с Варзины и Харловки, могу сказать, что наши результаты были средними, - не хуже и не лучше других рек и других нахлыстовиков. Все признали, что условия были необычно суровыми для этого времени года: очень холодно – температура воздуха все время понижалась и не превышала днем в среднем +7°С. Давление постоянно падало, за неделю упало более чем на 20 пунктов, и поднялось лишь в самый последний день. Вода была экстремально высокой, и ее уровень за неделю поднялся сантиметров на 10. В среднем на рыболова получалось не более 6 приземленных рыб, с учетом того, что часть рыболовов вообще занулилась. Итак...

14.06
По правилам лагеря в день заезда и отъезда ловля не разрешается, но часть рыболовов вышла на домашний пул и получила первые поклевки. Погода завлекала нас, ничто, кроме барометра, не предвещало грядущей катастрофы.

15.06
Первый и последний относительно солнечный день, однако к вечеру погода испортилась. Давление падало. Андрей поймал келта, т.е. прошлогоднюю рыбу, похожую на ремень и в более чем два раза меньше по весу, чем свежая рыба такой же длины, на 95 см и одного грилса на 2,5 кг на «нерестилище». Я не испытал ни одной поклевки, а в конце дня поймал одну кумжу на фунт. Нужно сказать, что пул «нерестилище» и финпул, впоследствии оказались наиболее продуктивными, вместе с «домашкой», а не «угол» и прочие пулы, которые нам советовали знакомые рыболовы там побывавшие. Дул довольно сильный ветер, было около +7°С. Дениел так и не вышел ловить, остальные занулились.

16.06
Мы начали ловить на «домашке», так как нам досталась нижняя часть реки: река делится на три части и за неделю рыболовы дважды посещают каждый из отрезков. Андрей сразу поймал кочегара, т.е. келта, около 80 см. Нужно отметить, что «кочегары» или келты (kelts), т.е. прошлогодняя отнерестившаяся семга, в этом году были очень светлыми, совсем не закопчёнными, видимо уже готовились к отплытию в море. В принципе, они должны были скатиться в море раньше, но задержались из-за высокой воды или низкой температуры. Я довел до подсачека келта около 80 см, но приземлить не смог. Мы рано покинули «домашку», что было нашей ошибкой, и устремились на «угол», но мы, как и все остальные, на «углу» поймать не смогли вообще ничего, хотя и усердно облавливали каждый сантиметр пула. В этот день отличился Войтек, он был на нерестилище и поймал две свежие рыбы до 15 фунтов, двух келтов среднего размера и двух подержал. Весь день дул сильнейший северный ветер, лил проливной дождь, температура не поднималась выше 5 градусов! Больше никто ничего в этот день не поймал.

17.06
Худший день за поездку: с самого утра шел проливной снег, температура в полдень достигла +2°С, шквальный ветер и снег не давали сделать заброс, шнур был просто невиден, пальцы приходилось отогревать каждые десять минут, даже при наличии неопреновых перчаток без пальчиков. Кстати, всем рекомендую брать на это время неопреновые перчатки без открытых пальцев, они мгновенно замерзают. Мы так и не дошли даже до водопада и начали с пула “woods”. В этот день Игорь подержал келта, но не смог приземлить его. Отчаяние охватывало не только меня, так как я поймал за три дня одну кумжу и подержал одного келта, но и Тима, который приехал из самой Австралии, и ничего даже не подержал на шнуре, кроме, похоже, той самой моей кумжи – того же размера и в том же месте. Игорь так же ничего не поймал, Дениел так и не вышел на реку, - не дело это английских политиков в русский снег по лесам шастать…

DSC_3271.JPG DSC_3289.JPG

18.06
Наконец прорвало! Большая часть рыба была поймана в оставшиеся три дня: из 10 свежих рыб - 8. Наконец я поймал свежую, но без клопов рыбу на 5 кг на «нерестилище», а так же келта на 5 кг. Ну, и рыба недели: Андрей поймал свой личный рекорд нахлыстом – свежую рыбу на 12,2 кг, - более 27 фунтов, 105 см. Поймал практически в озере (upper lake pool), - где позже и Тим, и Войтек, и Игорь ловили крупную семгу. Кстати, если клева нет, советую пройтись от upper lake pool до home pool прямо по озеру, уделив особое внимание верхнему и нижнему участкам, - большая часть крупной рыбы была поймана именно там. Погода улучшилась, в том смысле, что при +5°С не шел снег, но временами лил дождь. Наши иностранные друзья, кроме Тима, так же поймали рыбу. Вечером Тим заинтересовался моим черным подлеском, и для него оказалось откровением, что все мы ловим на fast sinking leaders, а иногда и на sink tip lines или sinking shooting heads. Я торжественно подарил ему fast sinking leader и на следующий день он чуть не сломал мне очки крепко обнимая меня, после приземления своего 22 паундера!

DSC_3294.JPG DSC_3299.JPG

DSC_3361.JPG DSC_3382.JPG

19.06
Наконец мы более или менее поняли, где стоит рыба. А она не стояла на пулах, но на спокойных тягунах. При этом все поклевки следовали при первых же забросах, что говорит о том, что если были активные особи, то они брали сразу, а остальные были либо неактивны, либо просто отсутствовали! Таким образом, мы стали ловить на «межпулье» или на спокойных пулах. Сначала мы решили, что на пулах рыбу мы просто не достаем, но после того, как мы потеряли головы при зацепах за дно, прочесывая тонущими головами «быстрые» пулы, стало понятно, что рыба либо не стоит там, либо не готова идти за мухой в быстром потоке. Впрочем, это согласуется с идеей Мортинсена о стоянках раннего лосося. В этот день я поймал своего свежего 17 паундера на 89 см без клопов и 5 килограммового келта на low wire, как мы назвали это место. На следующий день Войтек поймал там пару рыб, а место по типу напоминало «нерестилище». Андрей взял на этом же пуле свежую рыбу на 5 кг и келта на 3 кг. Тим, благодаря моему подлеску, вытащил своего первого 22 паундера на low lake pool, практически в озере, как и Андрей. Весь день снова лил дождь, но более всего мешал жутчайший ветер. Впрочем, вода в реке поднялась на один градус, до +6°С, и Игорь вытащил свежую рыбу с клопами. Похоже, что следующая неделя будет удачной! В этот день были поклевки и сходы у наших друзей.

20.06
Последний день, и нам идти на водопад, а там ловить негде… в эту неделю там не было поймано ничего практически. Пофотографировались, попробовали несколько пулов, вернулись на «домашку», где я поймал приличного келта на 90 см. И хотя давление чуть подросло, снова шел проливной дождь, было ветрено, но чуть теплее – до +7°С, и вода такой же температуры. Несколько рыб было поймано ночью, только вот с нарушением рыболовной этики – наши зарубежные друзья пошли на финпул, хотя это был не их участок.

Из курьезов – Тим на sea pool поймал радужную форель. Мы внимательно рассмотрели фото – да, радужка. Игорь там же поймал пару арктических гольцов, небольшого размера.

Всего за неделю было поймано 10 свежих рыб, около двадцати келтов, три кумжи, два гольца и одна радужка. И это на пятерых – Дениел занулился, но был абсолютно счастлив. Редкое проявление английской выдержки и нахлыстового мировоззрения. «Все это не про сантиметры и фунты», - в заключение сказал он. «Это честь быть здесь, счастье видеть эту природу, стоять на реке и иногда, если повезет, поймать рыбу». Впрочем, на 6 литров водки у него времени нашлось, а вот ловить он не очень спешил! Тим ловил только последние два дня, поэтому можно считать, что нас было 3,5 человека, что уже неплохой результат.

Два слова о мухах и проводке. Я и Андрей поймали всех рыб на разные мухи. Там были и черно-желтые, или оранжевые, финские мухи из нутрии на трубках, и санраи, и снельды. Норвежец и австралиец предпочитали снельды в цвет немецкого флага.

В целом доминировал черный, оранжевый, желтый цвета, разные размеры и веса. Мы с Андреем ловили скорее на более легкие мухи, следуя советам Мортинсена, Норг - на более тяжелые, остальные – по-разному. В целом только на вейки, т.е. на бороздящие мухи, поклевок не было совсем, хотя я пробовал неоднократно и бомберы и хичи. Так же не увенчались успехом попытки ловить на сверхтяжелые мухи. Видимо, в местах стоянок, на тех самых тягунах, тяжелая муха просто ложилась на дно или не играла достаточно активно. Никаких закономерностей выяснить с мухами не удалось, кроме того, что на стрип в эту неделю реакции не было - все поклевки были во время свободного движения мухи. Самая большая рыба, а так же еще парочка, у меня клюнула на полностью выпрямленном шнуре, т.е. без движения.

Про снасти. Я взял двурукие семерку и восьмерку, т.к. река не слишком большая. Взял и однорукую семерку. Но, однорукую вообще не доставал, - река довольно редко предоставляет возможность для оверхеда. Один раз взял 13 футовую семерку, но ее оказалось недостаточно для дальнего заброса тяжелого тонущего шнура на широких тягунах, хотя на узких участках ее было вполне достаточно. На июль–август я бы скорее предпочел на Дроздовке семерку. Так что постоянно я ловил 14 футовой восьмеркой. При этом полностью тонущей головой я ловить не приноровился, т.к. на мелких тягунах она сразу цеплялась за дно, а быстрый стрип не давал поклевок. Это шнур для июньской Камчатки. А вот fast sinking leaders максимальной длины - самое то, их мы использовали постоянно, разной тонучести и длины, - нужно обязательно иметь десяток вариантов. Впрочем, Андрей ловил и тонущей головой типа sink 1, при этом класс в класс. Я же предпочитаю шнуры на класс а то и два тяжелее, может в этом причина неудобства? Наш классический англичанин ловил 16 футовой удочкой 12 класса, что для меня было явным перебором, моя спина такого бы не выдержала и все разговоры о том, что чем выше класс, тем проще – от лукавого, так как вес в руках все равно сильно вырастает с ростом класса. Прочие буржуины ловили 9–10 классами. Мне это кажется многовато для этой реки даже в июне. Впрочем, 9 класс 14–15 фунтов я бы не отказался иметь на реке, с учетом ловли на широких местах.

Ну, и резюме. Речка понравилась, даже не смотря на жуткую погоду. Соотношение цена/качество приемлемое. Если добавить погоды и собственного здоровья, то вообще было бы супер!