Гид – слуга или проводник?

«…мы старый мир разрушим, кто был ничем – тот станет всем!»
Да, эта песенка, которую напевает дьявол, перед каждой козней, стала гимном и девизом, и что страшнее – целью жизни миллионов людей в нашей стране. И страшно не то, что хороший портной захотел стать плохим генералом, не то, что пропали хорошие портные, пекари и лекари, а то, что те, кто остался, уже не хотели служить своему делу, но хотели стать богами, которым «все позволено». Эта песенка еще долго будет позволять врачам не заботиться о пациенте, пекарю, о качестве хлеба, а президенту, неважно чего, – о стране или корпорации: мотивчик прилипчивый! Мы вытравили сам дух служения. Вот у крыс с отрубленными хвостами потомство появляется хвостатое, а у человека детишки вырастают бесхвостые, по крайней мере, в течение нескольких поколений. Ну, представьте себе, легендарного слугу Дживса, из книг (или из сериала, в исполнении Стивена Фрая) П. Дж. Вудхауса «Дживс и Вустер», в наших условиях. Наш слуга в лучшем случае будет этаким конферансье из образцовского кукольного спектакля, хамоватым и подвыпившим… Но ведь и наши Вустеры не готовы служить обществу, а уж тем более, поощрять Дживсов к их служению. Образ хорошего слуги выпал из нашего сознания, его нет в современной литературе, все хотят повелевать и быть «владычицей морскою…»! 
С такими мыслями я летел на Харловку, вдоль Баренцева моря, вспоминая наших врачей (мы часто вспоминаем советских, почти святых, врачей, что было чистым мифом, но я, когда был студентом медицинского института, и потом, в ординатуре и так далее, чаще с ужасом видел, как больные после ДТП умирали в приемных, пока врачи пили чай и разглагольствовали о политическом устройстве Советского Союза) продавцов, парикмахеров и так далее, не очень веря в то, что гиды будут чем-то отличаться от них. 
Я ошибался. С самого начала я стал наблюдать за нашим гидом, назовем его Петрович, пытаясь понять, как можно было в отдельно взятой компании сохранить или вырастить дух служения? Я не знаю, есть ли у гидов на Харловке нечто типа «Правил гида» или «Корпоративных стандартов поведения». Я просто решил записать то, что увидел и то, что оценил больше чем собственно рыбалку, природу, ну, и, прекрасную кухню в лагере. 

1. Гид всегда позитивен. 

Рыбалка часто приносит разочарование, даже если сама по себе она успешна: кто-нибудь поймал рыбу крупнее, ты поймал не так много, как тебе хотелось бы, и так далее. Да и просто находиться по десять часов на ногах – это тяжело, устаешь, начинаешь ворчать. Наш гид не потерял положительного настроя ни на секунду, откуда только силы черпал? Ведь он не ловил, а просто сопровождал, помогал, готовил, При этом его бодрость не раздражала, но помогала справиться с собственным унынием и усталостью. Он никогда не только не ругает компанию, он не ругает даже своих конкурентов, не смотря на мои провокации! Другие лагеря так же хороши, но тот, где вы остановились, имеет ряд дополнительных преимуществ. Другие гиды - не хуже, просто они другие. 

2. Гид не навязывает свою точку зрения.

 Понятно, что гид знает лучше: где встать, куда делать заброс, на какую муху ловить, какую делать проводку. Однако, он никогда не настаивает, напротив, поддерживает твои идеи, направляет их в нужное русло. Кстати, это привело к тому, что мы ловили не на обычные лососевые мушки, а на финскую мушку из нутрии, черно-оранжевого цвета, ею мы убедили большую часть своего улова. 

3. Гид – это мастер, учитель.

 Мы не «супер-лососятники», было бы легко посмеиваться над нами, но гид только учил, не удивлялся нашему невежеству, не критиковал нашу технику, был исключительно нацелен на то, что бы мы поймали. Его советы были достаточны для этого, он не требовал слишком много, не давал понять, что мы могли бы поймать больше, если бы… мы были более опытными нахлыстовиками. Мы многому научились именно благодаря гиду. 

4. Гид всегда опрятен.
 Даже от самих рыболовов не всегда можно ожидать, что бы они выглядели как члены правительства на приеме у королевы. Каюсь, и я брился не каждый день, и футболку не гладил перед вылетом… Петрович же был всегда безупречно выбрит, ботинки и вейдерсы чистые, нет и намека на перегар или запах немытого тела! Если бы пассажиры московского метро так заботились о гигиене! 

5. Гид – отличный повар.

 У гида нет задачи – поразить высокой кухней. Собственно, в его обязанности входит только разогреть суп и мясо, нарезать овощей, красиво подать все. Все это Петрович делал быстро, красиво и с удовольствием. Однако однажды нам представилась возможность, вопреки нашему желанию, попробовать сашими от Петровича, а так же рыбу, запеченную в фольге, с жареными грибами в чесночном соусе. Петрович не был обязан все это готовить для нас, это было его инициативой, причем приготовил он все изумительно вкусно. Этим вечером, не смотря на чудесный ужин в лагере, есть вечером я не смог, но порадовался остальным гостям, что издавали стоны чревоугодия. 

6. Гид – фотограф. 

Очевидно, что, с одной стороны, гид не обязан разбираться в профессиональной фототехнике. А с другой, ведь почти каждый клиент будет просить сделать фотографию и чем отказываться, гиду проще разобраться и сделать несколько снимков, что Петрович и делал изумительно хорошо!
 
7. Гид не ловит рыбу при клиенте. 

Важный пункт: не смотря на наши просьбы, когда рыба долго не появлялась, Петрович так и не взял в руки удочку, кроме случая, когда мне пришлось подрезать стреляющую голову, и Петрович хотел быть уверен, что удочка не перегружена. Даже в Америке, на реке Колорадо, гид взял удочку, хотя рыбу и не поймал. Очень важно, что гид не стремился самоутвердиться в наших глазах, ведь понятно, что он ловит лучше нас. 

8. Гид прекрасно разбирается в экипировке. 

Петрович был в курсе линеек удочек и катушек от большинства брендов, знал отличия, преимущества, никогда не превозносил один бренд над другим, умеренно хвалил наши снасти. Он был над конкуренцией производителей, но в теме. 

9. Гид делает больше, чем должен. 

Однажды мы насладились ланчем, что приготовил гид и, с трудом, перешли вброд реку, где обнаружили…, что мои очки остались на другом берегу. Петрович с улыбкой успокоил меня, сказал, что через двадцать минут вернется с очками, что мне нужно заниматься делом, а не за очками туда-сюда ходить. Мне даже стало стыдно, но не от того, что я оставил очки, а потому, что хотел обидеть Петровича и сходить за очками самостоятельно, невоспитанный такой человек. 

10. Гид, ну, как отец родной! 

Даже чем-то лучше. Я совсем не уверен, что я, обучая своих собственных детей, всегда следую этим, выдуманным мною правилам… точнее уверен, - что не следую! 

Постараюсь исправиться. Подытоживая эти принципы, понимаю, что все это можно написать на бумаге, но, скорее всего, эти люди, гиды, и до работы в компании были воспитанными, вежливыми людьми, мурманскими джентльменами. Обучить этому взрослого человека невозможно, как невозможно перевести на русский язык слово джентльмен. Но, раз есть у нас вот такие «хвостатые» люди, то есть и будущее у нашей страны, есть надежда, что вслед за харловскими гидами у нас появятся и пекари, и лекари, которые будут любить нас и свое дело.

 
_DSC5077.jpg

_DSC5248.jpg

_DSC5164.jpg

_DSC5008.jpg

_DSC5297.jpg

_DSC4893.jpg

_DSC4906.jpg

_DSC5239.jpg

_DSC5284.jpg

_DSC5261.jpg