Нахлыст в стране аистов. Белорусский хариус

«Слухаю!», сказала милая девушка за прилавком автозаправки.  Мне показалась, что она шутит, но ее на ее круглом лице с белесыми бровями и ресницами была только усталость и вполне российское безразличие. Ностальгия по родине шевельнулась было в груди, но тут же успокоилась, - похоже, родина, она и здесь, и даже все эти деревни типа Малiнаука или Асiнаука не будили ностальгию. 

 _DSC4634.jpg

Впрочем, отличий, действительно, много. Как только пересекаешь границу, довольно условную, где тебя никто не проверяет, даже не нужно останавливаться, - ограничение 90 резко увеличивается до 120. Качество дороги становится пропорционально лучше, гаишников меньше, как и самих машин. Я готовился к длительному переезду, часов в 12 – от Москвы до Минска, в реальности оказалось около семи: как включил круиз-контроль на МКАДе, так, увеличив скорость на границе до 130, выключил его на первом светофоре Минска. Дорога близка к идеалу в европейском смысле! Никаких деревень, сбросов скорости на покореженных мостах, пробок, ремонтов…  Деревни, лежащие в стороне от трассы, аккуратные, чистые. Вокруг, по обработанным и засеянным полям, бродят аисты. В Минске решили не останавливаться, ну, не устали, и двинулись дальше. Сам Минск очень порадовал, хоть и мельком: широкие улицы, вежливые водители, много зелени. Но, что самое удивительное, так это то, что в пятницу вечером на выезд из города мы потратили не более пятнадцати минут. Фантастика!

_DSC4647.jpg

Я был уверен, что в семидесяти километрах от города с населением три миллиона просто не может существовать речек с хариусом и форелью! Более того, накануне четырехдневных праздников, так близко к городу, невозможно найти приличной стоянки на берегу речки, даже если в ней нет рыбы. Наш хороший знакомый, белорусский партнер, был уверенно спокоен, утверждая, что беспокоиться незачем. Менее чем за час, лишь раз остановившись у одного ручья, где, по словам нашего проводника, была выловлена форель на более чем два кило…  мы доезжаем до небольшой деревни и сворачиваем в лес, едем через луг, по которому бродят аисты и собирают лягушек, подъезжаем к огромной поляне на берегу небольшой речки. Положа руку на сердце, я не видел более комфортных стоянок: огромный дуб, буквально в пять обхватов,  создает прекрасную тень, недалеко стоят две ели метров по тридцать высотой, в невысокой траве бегают здоровенные ящерицы и прыгают кузнечики, благоухает чабрец и душица, золотарник светится в лучах вечернего солнца. Подходим к реке, бросаем кузнечика…  не проходит и пяти секунд, как из под берега молнией мелькает небольшой хариус и кузнечик исчезает без всплеска. Быстро собираю удочку третьего класса, привязываю первую попавшуюся сухую мушку, один заброс прямо с обрывистого берега, второй заброс – первый хариус засекается, демонстрируется удивленным москвичам и отправляется обратно в реку. Хариус не велик, сантиметров 25, не больше, но ведь и не мелочь совсем! Удивление и восторг. Теперь можно успокоиться и отдохнуть от долгой поездки. Ставим шатер, стол, скатерть, открываем вино. Наши друзья приготовили фотографии своих уловов именно в этой реке. Хариус сантиметров тридцать пять и форель около пятидесяти…  Практически камчатская микижа, только голова поменьше…  Как она тут сохранилась? Мистика.

_DSC4675.jpg

Кстати, название рек наши друзья попросили не называть. Я лично против таких секретов, часто говорил об этом, - сохранить реки можно секретиками, а законодательно – рыбалка должна быть платной безусловно и для всех, а часть рек или участки рек, должны быть просто закрыты для ловли.  Лососевая рыбалка, включая хариуса, форель и т.д., – особенно дорогой. А вот такими секретами мы только создаем иллюзию, что только мы знаем эти тайные реки. Но, уговор есть уговор, - тайну …..  пущи не выдам.

_DSC4678.jpg

Рано утром заходим в реку прямо в деревне, километра два выше нашего лагеря. Мостки идут от домов, иногда дети выбегают искупаться и бегом обратно, - вода ледяная. За деревней – полная глушь. Огромные папоротники по берегам, «мангровые» дубы корнями щупают воду, песчаные мели и каменные перекаты, лучи солнца пробиваются сквозь густую листву. А хариус – он ловится прекрасно. Я поставил две мокрые мушки, имитирирующие hydropsyche – и дело пошло. Потом сменил на три нимфы, так как хариус брал совсем рядом и не боялся нас, не смотря на достаточно прозрачную воду, - клевать не перестал. Только ближе к полудню, запутав свою «гирлянду», перешел на сухую, палмера, - вот тут активность хариуса пошла на убыль. Мы с товарищем опомнились, только когда ноги уже отказывались идти, а как далеко до нашей стоянки было не понятно, по дороге два километра по реке превращаются в десять. Мы вышли у старого деревянного дома, как потом оказалось, это был дом известного самогонщика, жаль, что мы не попробовали его товар, посидели на скамейке и пошли по дороге через луга, а над нашими головами летали разноцветные бабочки.

_DSC4684.jpg

Походы и поездки за форелью не принесли ожидаемых результатов. Мы прочесали три речки в три удочки, пару раз проваливались в бобровые норы, сдали несколько литров крови местным кровососущим насекомым (кстати, в нашем лагере насекомых почти не было, по сравнением с подмосковьем, а вот на глухих заросших речках их было достаточно)результатом стала одна форелька размером с ладошку, и то не там, где ее ждали. Ну, да, - жара, лето, не тот берег, не «вчера» и не «завтра», но форель, что была на фотографиях наших друзей тянула в воду. Через два дня мы перестали мучить себя и снова перешли на хариуса, он благодарно клевал. Недели две спустя после того как мы уехали, наши съездили на те же места, и поймали вот-таких огромных хариусов, тех самых, что избегали наши мушки, пока мы там были. 


_DSC4688.jpg

А вот детям там раздолье. Песчано-галечные берега, холодная, но не ледяная вода, огромные деревья, по которым так классно полазить. Для детей хариус наиболее комфортная рыба  для ловли: шума не боится, далеко бросать не нужно, вываживать легко. Мне кажется, что если найти вейдерсы поменьше, ребенок может ловить хариуса лет с пяти, только обязательно в сопровождении  взрослого. Наши дети ловили и поймали.

_DSC4698.jpg

Впрочем, были и страшилки. Нет, Лукашенко не выскакивал неожиданно из леса. Нас удивила карта, которая была у наших белорусских друзей: тут и там были очерчены какие-то пятна. Оказалось – те самые, чернобыльские: есть карты выпадения радиоактивных осадков Белоруссии, так вот  туристы переносят в свои «рыболовные  километровки»  границы ранее зараженных участков, что бы случайно не насобирать там грибов или ягод. На самом деле, в тех местах где мы были повторные замеры показали допустимый уровень, да и в сами эти зоны мы не заезжали. Но, это такой своеобразный изюм!

_DSC4700.jpg

Уезжать страшно не хотелось, ветви огромного дуба ласково шелестели и закрывали нас от солнце, круглолицые хариусы улыбались нам из прозрачной воды, ленивые кузнечики стрекотали с белорусским акцентом, пахло земляникой и еловой хвоей…  Все хорошо в Беларуси, а когда-нибудь станет еще лучше!

_DSC4707.jpg


_DSC4715.jpg

_DSC4734.jpg