Микижа против кижуча. Жупановское противостояние культур.

_DSC1553.jpg

Нет хуже врагов, чем близкие родственники, бывшие супруги, соседние страны и … спиннингисты и нахлыстовики. А, поскольку, нахлыстовиков гораздо меньше, то они, как жители какой-нибудь маленькой страны, крайне болезненно воспринимают любой косой взгляд со стороны большого соседа, называя его моральным банкротом и недоразвитым варваром одновременно. А великаны, удивленно замечая у себя под ногами маленький клочок земли, населенный лилипутами, склонны снисходительно не утруждать себя осознанием их существования и, как бы случайно, наступать на их бедные головы, просто от нечего делать.

Я бы легко мог демонизировать культуру спиннинга, но не стану этого делать, просто потому, что это было бы ложью. Да, есть варварские черты в этом виде ловли, но кто не без этого: твидовый пиджак шотландского нахлыстовика тоже не символ прогресса. Да, есть намек на определенную кровожадность, но они не цепляют гирлянду из блесен, как это делают наши чешские братья. Ну, можно еще упомянуть некоторую простоту в технике заброса спиннингиста, но стоит ли противопоставлять этой простоте человека с нахлыстовой удочкой в Кенсингтонском парке Лондона, на восходе, исполняющего странный танец со шнуром и пушистиком, ведь это сложная форма безумия бесконечно далека от увлечения рыбной ловлей как таковой.

Собственно, к рыбалке. Как всегда, специалистов прошу удалиться, они ничего не смогут почерпнуть в этой статье. Я хотел сказать несколько слов не о том, как ловить, а о том, с кем ловить. Я, как видно из вступления, не противник ловли спиннингом и не призываю к отстрелу спиннингистов, пусть живут. А вот сплавляться со спиннингистами по реке Жупанова я бы больше не стал и причина не религиозно – психологическая, а очень техническая. Нам (так я буду называть нахлыстовиков) интересны, а часто просто технически доступны одни методы сплава и ловли, а им (то есть спиннингистам) совершенно другие. Я прекрасно понимаю, что организовать чисто нахлыстовый сплав бывает технически сложно, поэтому просто хочу предупредить коллег о возможных трудностях совместного сплава.

Наш сплав начинался с лагеря «Угрюмый». Впрочем, нечего особенно угрюмого мы там не обнаружили, за исключением угрюмых домиков, которые в любом случае лучше палатки, и угрюмого смотрителя, но и он оказался вполне любезным дедом. Река удивительно красива на всем протяжении: белые плиты на дне реки образуют своеобразные тоннели, в которых стоит микижа, горы вулканического пепла, поросшие каменной березой, кедровый стланик, виды на заснеженный вулкан, чьи ледники сверкают в лучах заходящего солнца, совершенно нереальное количество медведей и, особенно, медведиц с медвежатами, так что приходилось передвигаться по берегу с обязательной ракетницей в кармане, а иногда и постреливать с рафта, что бы очистить себе дорогу в бесчисленных медвежьих стадах. Иногда мы прибегали к методу словесного увещевания, в сочетании с высоко поднятым веслом и ракетницей наготове и мишки, внимательно выслушав наши аргументы, отступали, позволяя нам устремиться вниз по реке. Местами река прорезает гранитные плиты и образует ущелья, где с шумом проносится вдоль живописных берегов, а ближе к устью, разбивается на десятки проток, и можно потеряться, если вы точно не договорились где встретиться, что с нами и произошло, но это мелочи.

_DSC1800.jpg

_DSC1925 - копия.jpg

_DSC1540.jpg

_DSC1751.jpg

_DSC1817.jpg

_DSC1875.jpg

_DSC1644.jpg

_DSC1610.jpg

_DSC1907.jpg

С самого начала мы осознали, что нам не справиться с их, спиннингистов, мощным стремлением попасть на кижучевые ямы, в низовья реки, в то время как мы, с точки зрения нахлыста, уже никогда не увидим половины реки, так как заброс попал на середину участка, наиболее интересного нам. Иностранные нахлыстовые группы, как мы выяснили, иногда заканчивали на Угрюмом, но не начинали. Для немудреных спиннингистов (не все они немудреные, с хорошим ультралайтом можно ловить без проблем) - мелковато, много травы, кижуча почти нет, хотя если честно именно на Угрюмом был пойман первый кижуч на муху… вот, правда, муха была взята на прокат спиннингистом и привязана к ультралайту. Для нас верховье – микижевый рай. Есть и кунджа и крупный голец. Дальше – больше. Им хочется больше плыть – быстрее на ямы, да и с рафта спиннингом ловить гораздо проще, чем нам, так что можно сплавляться весь световой день. Мы же предпочитали часто останавливаться, облавливать хорошее место, немного проходить пешком вниз по реке. Да и в лагере мы – разные. Мы можем снова зайти в воду, попробовать потренировать новый заброс, отработать старый. Можем взять легкую снасть и отойти на мелкий ручей, побаловаться с мелким гольцом на сухую мушку. Пройти вверх по притокам, посмотреть на красоту, прочесать чешкой приямки. Разные стратегии. Нет, поскольку группа состояла из старых товарищей, никто ни с кем не ругался, но обделенными хорошей рыбалкой мы себя явно чувствовали. Ну, и, конечно, как ни обидно, безусловно, «они» ловили больше, чаще, крупнее. Не уверен, что семьдесят кижучей в день, как они, мне было бы интересно таскать, особенно в отстойных ямах, как в аквариуме. Но в целом, - это раздражает, так как вошедший в раж брако…, простите, спиннингист, не следит за речью, по-доброму, как ему кажется, комментирует нахлыстовые «успехи», а устав «дубасить» кижуча, с барского плеча предлагает свой незамысловатый инструмент тебе, со словами, что, мол, брат, устал же мучиться, ну поймай и успокойся. Нет, я понимаю и даже разделяю их радость, но вот им, похоже, трудно понять наши скромные утехи. Действительно, это как заставить алкоголика поверить в то, что меньше выпить – гораздо лучше, чем больше, можно почувствовать вкус напитка, насладиться общением с товарищем…

Апофеозом спиннингового превосходства был душераздирающий крик одного из наших товарищей: «Мухачи, вешайтесь!» На вопрос, почему, по его мнению, нам нужно так бесславно закончить свою жизнь, он сообщил, что поймал микижу длиной 80 см., а вешаться нам нужно потому, что микижа – наша рыба, вроде как нахлыстовая, при этом наш рекорд был 69 см. Правда, оказалось, что у него, в отличие от нас, рулетки не было, а размер оценил его гид на глаз. Зная золотое правило делить вес на два, если взвешивали «на глаз», мы благосклонно оставили этому рекордсмену 60 см. Поэтому золотое правило нахлыстовика на Камчатке – никаких, б…, спиннингистов чтоб близко! Ничего личного, только нахлыст…

_DSC1893.jpg

Немного о том, как мы ловили микижу. Как всегда мы взяли много лишнего: кучу разных мышей, гигантских зонкеров, интрудеров, щучьих мух, бомберов всех цветов. Но, как и в прошлом году, наиболее уловистыми по микиже, оказались розовые и малиновые интрудеры из пера павлина с вынесенным на плетенке карповым крюком. Интрудера хватало на две – три рыбы, микижа штука зубастая, павлин быстро прореживался.

Очень интересно ловить микижу на мышь. Микижа выходит на приманку, промахивается, показывая свою пятнистую, непропорционально большую голову, выходит снова, как бы посматривая на тебя недобрым глазом. Кажется, она действительно видит тебя, потому что после пары таких «выглядываний» рыба переставала брать, тогда как если удары по приманке были под водой, поклевки продолжались. Однако все мыши, не смотря на обильное смазывание флатантом, довольно быстро намокали и тонули, что резко отражалось на поклевках. Микижа брала на мышь на ровных тягунах, окруженных местами более быстрого течения, поэтому приманка, сначала попадая на течение, тонула уже на третьем – пятом забросе, не успевая попасть в нужное место. После же поклевки, мышь приходила в плачевное состояние и к использованию была не пригодна, пока не отмоешь ее от слизи и не высушишь полностью. Пока я не нашел «правильной» мыши, но думаю, что это должна быть конструкция типа жука из пенки с боков, ведь сверху рыба не видит, с хвостом и небольшими пучками жесткой и редкой шерсти тогда мышь не будет намокать. А вот уши с глазами у мышей точно лишние.

Мы пытались, следуя советам Михаила Скопца, ловить микижу на белые зонкеры и прочие приманки, но, вероятно, имеет значение сезонный фактор и на эти приманки микижа не шла.

С кижучем в этом году все было намного проще. Что бы показать «им», что и мы способны поймать кижуча, - кижуч был пойман. Далеко не в спиннинговых количествах, но предсказуемо, на те же малиново-розовые интрудеры или на тяжеленные фиолетово-малиновые интрудеры от Игоря Тяпкина на двойниках, но на них иногда садилась кета, повисая на удочке словно пудовая гиря и пугая своими бульдожьими клыками, недаром ее зовут dog salmon. Похоже, что кета нерестится в тех же местах, где кижуч отстаивается, отдыхая перед очередным броском вверх. В целом, кижуч оказался менее интересен, менее спортивен, чем микижа. Да, иногда он делает свечки, бросается в стороны, выматывая часть бэкинга, но, чаще всего, он ведет себя почти как кета, медленно, но упорно сопротивляется и, постепенно сдается и просто ложится на бок у твоих ног, как верный пес.

_DSC1486.jpg

_DSC1573.jpg

_DSC1585.jpg

_DSC1629 - копия.jpg

_DSC1663 - копия.jpg

_DSC1492.jpg

_DSC1667.jpg

_DSC1664.jpg

_DSC1718.jpg

_DSC1685.jpg

_DSC1771.jpg

_DSC1910.jpg

Это все о рыбалке, стоит лишь добавить пару слов о реке Жупанова и сплавах на Камчатке в целом. Река удивительно красива, удивительно разнообразна, огромное количество медведей, огромное количество рыбы. Лучшего места с точки зрения природы – трудно найти. Об этом много написано, много сфотографировано. Но для меня лично, поездка на Камчатку слишком сильно омрачнена целом рядом негативных моментов: слишком длинный перелет в чудовищном самолете, наполненном запахом отхожего места. Билеты дороже, чем в Канаду или США, при существенно меньшем комфорте.

_DSC1968.jpg

Проживание в городе очень дорого, при крайне низком уровне комфорта, нет культуры гидов, большинство лагерей производят впечатление, что там живут бомжи. Все это будет долго останавливать меня, я не готов ехать на Камчатку еще и еще. Да, там нужно обязательно побывать, но как сделать, что бы повысить уровень комфорта, снизить цены до разумных, сохранить быстро исчезающую природу, - дать этой прекрасной жемчужине достойную оправу?

_DSC1933.jpg