Поймать – и что потом

pojmat-i-chto-potom.jpg

Что вы делаете с пойманной рыбой? Конечно, ее можно убивать, но я не делаю этого уже много лет, и всех пойманных за это время форелей и лососей я отпустил. Отпускать рыбу может быть так же приятно, как ловить. Для меня ловля рыбы нахлыстом — образ жизни и творчество, а не способ добычи еды.

Если вы разделяете мое мнение или просто хотите отпускать часть улова, то вы наверняка задумывались о том, как же сделать это правильно.

Вот как: имейте под рукой слугу с подсачеком наготове. Если по какой-то причине у слуги не найдется подсачека, хвостовая петля тоже пойдет. Но вообще-то времена, когда нахлыстом ловили только английские лорды, давно прошли. Слуги у меня нет, и он вряд ли мне когда-нибудь понадобится, потому что я научился по-своему доставать рыбу из воды и отпускать ее.

Вытащить рыбу из воды можно разными способами, большой подсачек — это один из них. Но я уверен, что он не сравнится с другим, лучшим из способов. Вне зависимости от того, насколько мягка сетка подсачека, рыба все равно попытается выскользнуть. В такие моменты видно, как ее защитная слизистая пленка остается на сетке. Рыба инстинктивно пытается выбраться. Она может погибнуть, если сеть застрянет у нее в жабрах. Да и таскать с собой огромный подсачек не очень удобно, особенно если вы рыбачите один и часто переходите с места на место. Единственная ситуация, где подсачек подойдет лучше, чем мой способ, это если вы ловите рыбу, стоя на высокой крутой скале или просто не можете дотянуться до воды. Но в таком случае вам не помешает помощь человека, который умеет управляться с подсачеком и сможет безопасно вытащить рыбу.

pojmat-i-chto-potom1.jpg

Так какой же способ лучше?

Я с детства ловил нахлыстом один, поэтому я научился вываживать и отпускать рыбу так, чтобы это было удобно делать без помощников. Я обнаружил, что наименее опасный для рыбы способ — это аккуратно выводить ее на мелководье. К счастью, ученые согласны, что этот способ — самый безболезненный для рыбы.

И вот почему: у большинства рек, где водятся лососевые, берега позволяют выводить рыбу на мелководье. Большая часть берегов покрыта галькой, что идеально подходит для этого способа. Вести рыбу по мелководью так, чтобы она повернулась на бок — вот мой способ вываживания рыбы. Лучше всего он подходит для рыб от 5 кг и более, наверно потому, что большой вес делает их неповоротливыми. После того, как рыба перевернулась на бок, она обычно перестает вырываться, позволяя вам освободить крючок с помощью зажима, и отпустить ее в поток воды, чтобы она смогла поймать баланс и уплыть, оставив вас с глупой улыбкой на лице и ни с чем не сравнимым чувством счастья.

Если вы делаете все правильно, то этот способ вываживать и отпускать рыбу, пожалуй, самый безопасный для самой рыбы. Он намного лучше многих других, которые советуют при ловле лососевых, особенно таких устаревших как тейлинг.

Загвоздка в том, что вам нужно вымотать рыбу, предпочтительно стоя по колено в воде. Это значит, что рыба должна быть абсолютно измучена, чтобы вы могли поймать ее за хвост. Я бы не рекомендовал использовать этот метод, он кажется мне немного странным и даже безответственным. Вам приходится сильно утомлять рыбу, а это значит, что в ее крови наверняка будет много молочной кислоты. Выделение молочной кислоты у рыбы — это как раз то, чего нужно избегать любой ценой. Если в крови рыбы скопилось много кислоты, ей будет очень сложно восстановить силы, и она может не пережить такую борьбу. Золотое правило — чем теплее вода, тем короче должна быть борьба. Звучит легко, но на деле может представлять трудности, особенно если лосось большого размера. Представьте, возможно ли схватить извивающуюся десятикилограммовую рыбу за хвост, стоя при этом в воде — мне кажется или это звучит абсурдно? Скорее всего лосось такого не переживет. Я за быструю и жесткую схватку. Я знаю, что смогу отпустить рыбу, если у меня получится коснуться ее рукой, и лучше не пытаться этого делать, пока я не буду на сто процентов уверен в успехе.

pojmat-i-chto-potom2.jpg

Конечно, чем меньше борьбы с рыбой, тем лучше. Очень важно, чтобы рыба была на мелководье, когда вы освобождаете крючок, так как скорее всего она попытается вырваться, когда вы возьмете ее за хвост. Если в это время рыба будет в воде, то у нее будет меньше шансов пострадать. Когда она будет биться, вода защитит ее от удара головой. Крепко держа рыбу, найдите и вытащите крючок.

В такие моменты вам не помешают незазубренные крючки, да и рыба сказала бы вам спасибо. Незазубренные крючки намного легче удалить. К тому же я заметил, что с такого крючка рыб у меня срывалось не больше, чем с обычного.

Также необходим зажим. Вроде бы это очевидно, но если вы вдруг потеряете его или забудете дома, то поймете, что орудовать пальцами в рыбьей глотке — не самое приятное занятие. Рыба-то может выжить даже с челюстью, сломанной пополам, но и рыбе, и особенно вашей совести будет лучше, если вы не забудете захватить с собой хороший зажим.

Иногда я оставляю мушку во рту рыбы. Посмотрите на огромного лосося, которого я поймал в кадр в моем видео «Академия нахлыста том V ». Он взял большую, объемную сухую мушку, но она зацепилась в неудачном месте. Я знал, что крючок был очень близко к важной артерии, так что не стал доставать его. Часто бывает, что у рыбы больше шансов выжить, если не трогать крючок, который воткнулся в опасное место. Конечно, такой «пирсинг» будет раздражать рыбу, но через некоторое время он отвалится, и, надо надеяться, рыбе не станет хуже от этого временного украшения. Но вообще-то дело может принять менее удачный оборот, так что кусачки тоже держите под рукой.

Я всегда использовал этот метод вываживания рыбы и еще ни разу не видел рыбу, которая не улепетывала бы сломя голову. Этот метод — самый распространенный на реках, где я ловлю.

pojmat-i-chto-potom3.jpg

Некоторые из этих рек — величественные аргентинские реки на юге. Вы вряд ли увидите, как рыбу там вываживают другим способом, и для форели он тоже отлично подходит.

Исландский лосось в северном полушарии также спокойно переносит этот процесс. Этим августом я ловил рыбу на знаменитой реке Мидфьярдара, где наконец-то приняли закон, обязывающий отпускать рыбу более 70 сантиметров в длину. Неудивительно, что метод вывода рыбы на берег там очень популярен, ведь он самый безопасный для рыбы.

Пока я там был, я решил поспрашивать гидов и инспекторов, считают ли они этот метод опасным для лосося. Ответ меня не удивил. Они советуют рыболовам аккуратно выводить рыбу на мелководье. И я знал почему: когда лосось заходит в реку, чтобы метать икру, ему приходится переносить недели и даже месяцы суровых условий. Когда он проплывает мелководные пороги, то постоянно обдирает тело об гальку. Когда лосось идет вверх по реке, он совершает прыжки и часто промахивается, приземляясь не в воду, а на каменистый берег. Он отчаянно прыгает и бьется, пока наконец не окажется в воде, где ему снова предстоит бороться с порогами и течением. Когда время пришло, и лосось добрался до места, где он собирается отложить икру, подготовка еще больше изматывает его — он использует хвост, чтобы выкопать в гальке яму для своих потомков. Гиды, инспекторы и я верим, что аккуратный вывод рыбы на берег и любые небольшие проблемы, связанные с ним, не сравнятся с повреждениями от такого изнуряющего путешествия. Инспекторы на Мидфьярдаре каждый сезон находят в реке от пяти до десяти мертвых лососей. Они уверены, что эти рыбы погибают не от такого вываживания.

pojmat-i-chto-potom4.jpg

Все эти вещи я уже знал. Я и сам был гидом. За двенадцать полных сезонов в качестве гида я несколько тысяч раз видел, как лосося вываживают таким способом, и большую часть рыб удачно удалось выпустить. Но выслушать мнение профессионалов на эту важную тему никогда не помешает.

Выносливость лосося — интересная тема. Я видел, как лососи дерутся с нерпами в истоках реки. Когда лосось выживает в такой битве, он может остаться без плавника или даже без целого куска тела — но все равно будет бороться до последнего, когда попадет на ваш крючок. И когда вы отпустите его, он поплывет метать икру, продолжать свой род. Сложно поверить, что лосось будет охотиться после такой схватки, или даже после того, как он отложил икру, но я видел такое собственными глазами бесчисленное количество раз.

Если у рыбы есть повреждения, она может заразиться грибковой инфекцией, угрожающей ее жизни. Эта «белая чума» — худший враг рыбы, особенно в теплой воде. Но такие серьезные повреждения также маловероятны при выводе рыбы на мелководье: скорее всего, она пострадала, поднимаясь по реке. Я разговаривал об этом с биологом, и он сказал, что рыба может метать икру, несмотря на инфекцию, а когда она вернется в море, грибковая инфекция исчезнет.

Подведем итоги: быстрая и сильная борьба, осторожный вывод рыбы на мелководье и минимум контакта с рыбой значительно увеличат ее шансы на выживание. А выживание лосося и форели и есть наша цель: достаточно и того, через что они проходят на пути к рекам. Давайте дадим им шанс. Ловите и отпускайте!