В течение первой половины дня я прошел вниз по всей реке, часто меняя мушки: от мелких нимф до хорошо плавающих черных CDC. Тем не менее, результат был более чем скромный.
В том месте, где реку перегораживает плотинный гидроузел и течение воды, впадающее в мельничный ручей образует трихтер (воронку – прим Пер.), я, наконец, вышел из воды на берег.
Фото: Альберт Пезендорфер
Сижу на крутом склоне и изучаю кристально чистую воду, которую англичане называют «чистой как джин». С трудом различаю нескольких форелей и хариусов, которых маскирует их светлая окраска на фоне почти белой гальки на дне.
Фото: Альберт Пезендорфер
Именно здесь, в трихтере на течении, с слегка поднимающимся донным грунтом значительно большее количество рыбы должно было бы выбрать это место для своей стоянки. Здесь скапливается много корма, приносимого течением. Мы с удовольствием называем такие трихтеры «местами с постоянно всплывающей рыбой».
Я встаю и направляюсь вниз по течению, проходя мимо широко открытых ворот шлюза. «Может быть, рыбы стоят в мельничном ручье? Светлое песчаное дно ручья в некоторых местах покрыто водяным мхом, и мне удается разглядеть на дне большое количество рыб, в том числе и хариусов, которые кажутся мне крупнее форелей.
Течение в мельничных ручьях постоянное и равномерное, что создает значительно более благоприятные условия для жизни насекомых и стоянок рыбы, чем часто и резко изменяющийся уровень воды в основном русле.
Фото: Альберт Пезендорфер
К сожалению, на этом отрезке реки не разрешено облавливать многочисленные мельничные ручьи. Рыбы же очень быстро «смекнули», что здесь их никто не потревожит.
Сейчас я нахожусь в Верхней Австрии, около города Грюнау, на берегу реки Альм, которая вместе с Агером являются самыми крупными притоками Трауна. К сожалению, на этой реке, которая берет свое начало у подножья Мертвых Гор, расположен ряд небольших электростанций с соответствующими отводами.
Фото: Альберт Пезендорфер
Название «Альм» происходит из латинского Албус (Albus), что в переводе означает «белый», и светлый донный грунт является тому доказательством. Незначительная эвтрофикация ( изменение физических, химических и биологических свойств воды при долговременном поступлении питательных веществ с прилегающих территорий за счет процессов естественной эрозии и стока –прим.Пер.), холодная вода и сильный сток годовых донных наносов характерны для данного типа рек.
Фото: Альберт Пезендорфер
Уже далеко за полдень, и я возвращаюсь назад, к плотинному гидроузлу. Подойдя к нему, я вижу, что рыба теперь массово всплывает к поверхности воды. Так, что же там ее заинтересовало? Присмотревшись, обнаруживаю мелких цвета лимона насекомых, которые хаотично порхают над поверхностью воды. Некоторые при этом шлепаются на воду, и сразу же атакуются рыбами.
Фото: Альберт Пезендорфер
Этих насекомых легко распознать по рисунку их полета.
Передо мной мелкие веснянки, которые парят над водой и периодически спускаются на нее, чтобы сбросить мешочки с яйцами.
Фото: Альберт Пезендорфер
Кружков на воде становится все больше, поскольку увеличивается масса подплывающих погибших насекомых с распростертыми крыльями (Spent) или с крыльями в виде Delta Wing. Эти «зверюшки» уже выполнили свой долг по продолжению рода.
Фото: Альберт Пезендорфер
И тут я увидел то, чего никогда не наблюдал в своей многолетней рыболовной практике: рыбы, стоявшие в канале ниже закрытого шлюза, как по команде начали активно перемещаться против течения по направлению к трихтеру, чтобы принять участи в общей трапезе на «горячей точке».
В быстро текущих водоемах у нас живет веснянка, относящаяся к семейству Perlodidae и роду Isoperla. Из-за желтой окраски ее в немецко-говорящих регионах ее называют еще «желтой девочкой». Другим ее родственником из семейства Chlorloperlidae является «Lime Sally», прозванной так из-за окраски незрелого лимона. Оба типа ведут себя одинаково, в больших количествах и в одно и тоже время порхают над нашими реками, поэтому я буду говорить о них вместе. Различия в строениях тела, как у нимф, так и у взрослых насекомых я считаю несущественными и оставляю без внимания.
Фото: Альберт Пезендорфер
Нимфы обоих видов предпочитают в качестве мест обитания ручьи и реки с холодной и чистой водой Альп и их предгорий. Длина тела нимф составляет около 10 мм. Селятся эти веснянки под камнями или под нанесенной течением старой листвой и отмершей древесине вблизи берегов.
Фото: Альберт Пезендорфер
Isoperla ведет хищнический образ жизни, питаясь личинками комаров. Характерным для нее признаком является желто-коричневая спина с темным продольным рисунком. Размер Chloroperla несколько меньше, и питается она растительной пищей. У обеих нимф тело округлой формы с тонкими хвостовыми нитями,
Фото: Альберт Пезендорфер
У обеих хорошо заметны трахеи – также как и у их более крупных родственников из семейства Perlidae.
Фото: Альберт Пезендорфер
Когда приходит время их преобразования, они, как и все веснянки, выползают на берег и там вылупливаются. Через несколько дней происходит спаривание и отложение яиц. Основным временем вылета является июнь, однако это может произойти раньше или позже в зависимости от условий погоды и уровня воды.
Именно у Yellow Sally вылеты бывают настолько массовыми, что рыбы при виде такой картины просто сходят с ума. Обычно мушки желтого цвета не бывают особенно уловисты, но Sallis являются исключением. Возможно, это связано с тем, что красные и темно коричневые мешочки яиц особенно приходятся рыбам по вкусу.
В стадии покоя четыре крыла насекомого сложены вместе вдоль тела. Их концы красиво закруглены и расширены, из-за чего хвостовые нити почти не видны. Хорошо заметны черные точки глаз и мешочек с яйцами на конце брюшка. Умирающие и плывущие по течению веснянки с распростертыми крыльями – любимая пища рыб.
Крючок: RM 28 Barbless #14.
Монтажная нить: Power Silk 10/0 желтого цвета.
Головка: Tungsten Bead цвета меди.
Подгрузка: свинцовая проволока.
Хвостовые нити: биоты желтого цвета.
Брюшко: Micro Dubbing Wool теплого светло- коричневого цвета.
Ребрышки: тонкая проволока золотистого цвета.
Торакс: Merino & Pearl Dubbing теплого желтого цвета (кукуруза).
Полоски на спинке: Rubber Flex коричневого цвета.
Ножки: перо гризли имбирного цвета.
Фото: Альберт Пезендорфер
Надвиньте головку до колечка крючка, намотайте подгрузку и покройте все это небольшим количеством секундного клея. С помощью монтажной нити закрепите на конце крючка две полоски Rubber Flex, нить Micro Dubbing Wool и тонкую проволоку золотистого цвета.
Далее сделайте намотку шерсти по телу до головки и затем - в обратном направлении. Закрепите шерсть и зафиксируйте на каждой стороне брюшка по одному биоту. Еще раз сделайте намотку монтажной нитью вместе с нитью Micro Wool до головки, и там шерсть закрепите. Далее протяните вперед по спинке две полоски Rubber Flex и зафиксируйте их.
После этого изобразите ребрышки, намотав проволоку по спирали в сторону головки. Уведите монтажную нить немного назад и закрепите перо гризли. Сформируйте торакс из Merino Dubbing.
Сделайте пером два-три оборота в сторону головки и закрепите.
Крючок: RM 28 barbless #14.
Монтажная нить: Power Silk 10/0 желтого цвета.
Тело и брюшко: Rabbit Sparkle Dub желтого цвета.
Крылышки: Ghost Fiber Coarse желтого цвета.
Ёршик по телу: перо петуха светло-серого цвета или цвета меда.
Фото: Альберт Пезендорфер
После намотки подложки покройте примерно 2/3 цевья крючка даббингом, а перед ним закрепите в качестве крылышек тонкий пучок Ghost Fiber и светлое петушиное перо. Далее покройте торакс даббингом, намотайте перо по спирали в направлении колечка крючка и там закрепите. Острыми ножницами укоротите крылышки закруглите их концы.